Положение о наставничестве обучающихся

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ «СОШ №8 г. Выборга»
№ 176 от 27.12.2022

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Выборга»
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указа Президента РФ от 07.05.2018. № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и
дополнениями);
- Распоряжения министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145
«Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Региональных проектов: «Учитель будущего», «Современная школа», «Успех каждого
ребенка», «Молодые профессионалы»;
- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 23.01.2020 № МР-42/02 «О
направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с
Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели)
наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и
программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших
практик обмена опытом между обучающимися)»
2. Термины и определения
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
"обучающийся".

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный
поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор
сотрудник
организации,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам
среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров,
который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для
реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов,
обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и
организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния,
чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как
активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д.
Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения
между наставником и наставляемым.
Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства
в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся
и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в
социальных сетях.
Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться
с индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает
эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными
ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и
развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной
образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие
субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и
совместно действуют ради этой цели.
Эндаумент - фонд целевого капитала в некоммерческих организациях, обычно в сфере
образования или культуры, который формируется за счет добровольных пожертвований. В
частности, в школьный фонд целевого капитала пожертвования могут приходить от
благодарных выпускников школы, желающих поддержать ее развитие. Средства фонда
передаются в доверительное управление управляющей компании для получения дохода,
который можно использовать на финансирование уставной деятельности, например, на
инновационные образовательные программы, научные исследования, стимулирование
педагогов и обучающихся.
3. Формы наставничества
3.1. Внедрение целевой модели наставничества в рамках образовательной деятельности
предусматривает - независимо от форм наставничества - две основные роли: наставляемый
и наставник. В большинстве форм наставничества данной целевой модели наставляемым
является обучающийся в возрасте от 10 до 18 лет. В форме "ученик - ученик" возрастной
параметр не задается.
3.2. Наставниками могут быть учащиеся школы, представители сообществ выпускников

школы, родители обучающихся (родитель не может быть наставником для своего ребенка
в рамках данной целевой модели), педагоги и иные должностные лица образовательной
организации, сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций,
некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности,
изъявивших готовность принять участие в реализации целевой модели наставничества.
3.3. Наставляемым может стать любой обучающийся по общеобразовательным программам
на условиях свободного вхождения в выбранную программу.
3.4. Форма наставничества - это способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной
ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные
вариации в зависимости от условий реализации программы наставничества, могут быть
выделены:
- «ученик – ученик»;
- «студент – ученик»;
- «учитель-ученик»;
- «работодатель – ученик».
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с
использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом
ступени обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов
участников программы.
3.5. Форма наставничества "ученик - ученик"
Предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при
котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает
организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние
на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с
особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в
адаптации к новым условиям обучения. Среди основных задач взаимодействия наставника
с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении
образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и
метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание
комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации,
формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных
выпускников.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень
включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы
организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в
коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к
школе. Обучающиеся - наставляемые подросткового возраста получат необходимый
стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию,
самореализации,
а
также
развитию
необходимых
компетенций.
Среди оцениваемых результатов:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса
(группы) и образовательной организации;
- численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и
творческих проектов;

- снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических
диспансерах;
- снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной
незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Портрет участников
Наставник. Активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и
организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие
образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и
соревнований, лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в
жизни образовательной организации (конкурсы, театральные постановки, общественная
деятельность, внеурочная деятельность). Возможный участник всероссийских детскоюношеских организаций или объединений.
Наставляемый:
Вариант 1. Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся более
низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные
образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в
жизни школы, отстраненный от коллектива.
Вариант 2. Активный. Обучающийся с особыми образовательными потребностями например, увлеченный определенным предметом, нуждающийся в профессиональной
поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
Возможные варианты программы
Вариации ролевых моделей внутри формы "ученик - ученик" могут различаться в
зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Вариантами могут
быть:
- взаимодействие "успевающий - неуспевающий", классический вариант поддержки для
достижения лучших образовательных результатов;
- взаимодействие "лидер - пассивный", психоэмоциональная поддержка с адаптацией в
коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
- взаимодействие "равный - равному", в процессе которого происходит обмен навыками,
например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
Область применения в рамках образовательной программы.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности.
Возможна интеграция в "классные часы", организация совместных конкурсов и проектных
работ, участие в конкурсах и олимпиадах, совместные походы на спортивные и культурные
мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в
сообщество (особенно важно для задач адаптации).
Формы: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к
мероприятиям школьного сообщества, волонтерство, подготовка к конкурсам, олимпиадам.
3.6. Форма наставничества "студент - ученик".
Форма предполагает взаимодействие обучающегося (обучающихся) общеобразовательной

организации (ученик) и обучающегося профессиональной образовательной организации,
либо студента образовательной организации высшего образования (студент), при которой
студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и
личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению,
а также коррекции образовательной траектории.
Целью такой формы наставничества является успешное формирование у ученика
представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных
результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, а также появление ресурсов для
осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной
траекторий развития.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:
- помощь в определении личных образовательных перспектив, осознании своего
образовательного и личностного потенциала;
- осознанный выбор дальнейших траекторий обучения;
- развитие гибких навыков: коммуникация, целеполагание, планирование, организация;
- укрепление связи между региональными образовательными организациями и повышение
процента успешно перешедших на новый уровень образования, формирование устойчивого
студенческого и школьного сообществ.
Результатом правильной организации работы наставников будет
- повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего
подросткового возраста в вопросах образования, саморазвития, самореализации и
профессионального ориентирования;
- снижение доли ценностно дезориентированной молодежи;
- активное развитие гибких навыков, необходимых для гармоничной личности;
- улучшение образовательных, культурных, спортивных и иных результатов и укрепление
школьного сообщества.
Среди оцениваемых результатов:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри школы;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и
культурных проектов обучающихся;
- снижение числа социально и профессионально дезориентированнных обучающихся,
состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;
- увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и
присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
- увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой
наставничества направления подготовки.
Портрет участников
Наставник. Ответственный, социально активный студент с выраженной гражданской и
ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию
окружающей среды. Участник образовательных, спортивных, творческих проектов.
Увлекающийся и способный передать свою "творческую энергию" и интересы другим.
Образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и
профессиональной компетентности.
Наставляемый.
Вариант 1. Пассивный. Низко мотивированный, дезориентированный ученик старших
классов, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию,

плохо информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к
процессам внутри школы и ее сообщества.
Вариант 2. Активный. Мотивированный к получению большего объема информации о
карьерных и образовательных возможностях ученик, желающий развить собственные
навыки и приобрести метакомпетенции, но не обладающий ресурсом для их получения.
Возможные варианты программы.
Вариации ролевых моделей внутри формы "студент - ученик" могут различаться в
зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной
организации и ресурсов наставника. Вариантами могут быть:
- взаимодействие "успевающий - неуспевающий", классический вариант поддержки для
улучшения образовательных результатов и приобретения навыков самоорганизации и
самодисциплины;
- взаимодействие "лидер - равнодушный", психоэмоциональная и ценностная поддержка с
развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, мотивация на саморазвитие,
образование и осознанный выбор траектории, включение в школьное сообщество;
- взаимодействие "равный - другому", в рамках которого происходит обмен навыками,
например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый креативным; взаимная поддержка, активная внеурочная деятельность;
- взаимодействие "куратор - автор проекта", совместная работа над проектом (творческим,
образовательным, предпринимательским), при которой наставник выполняет роль куратора
и тьютора, а наставляемый на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал,
улучшая и совершенствуя навыки.
Область применения в рамках образовательной программы.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности.
Возможна интеграция в классные часы, участие в конкурсах и олимпиадах, создание
проектных работ, совместные походы на спортивные, культурные мероприятия,
способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в школьное сообщество.
Формы: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, мероприятия
школьного сообщества, экскурсии в место обучения наставника, присутствие на занятиях
(определение образовательной траектории).
3.7. Форма наставничества "работодатель - ученик".
Предполагает взаимодействие обучающегося старших классов средней школы (ученик) и
представителя регионального предприятия (организации) (профессионала), при котором
наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал наставляемого,
усиливает его мотивацию к учебе и самореализации. В процессе взаимодействия
наставника с наставляемым в зависимости от мотивации самого наставляемого (личная,
общепрофессиональная или конкретно профессиональная) может происходить прикладное
знакомство с профессией.
В данной и последующей ("работодатель - студент") формах следует понимать термин
"работодатель" в широком смысле: взрослый человек, имеющий богатый личный или
профессиональный опыт, сотрудник предприятия или организации, который может как
иметь цель привлечь новых молодых сотрудников на свое предприятие (организацию), так
и осуществлять деятельность в рамках программы наставничества с целью передачи
личного опыта, поддержки наставляемого и обоюдного развития навыков.

Целью такой формы наставничества является успешное формирование у обучающихся
осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованных
в развитии собственных талантов и навыков обучающихся. Среди основных задач
деятельности наставника-профессионала в отношении ученика:
- помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального потенциала;
- повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного
развития, формирования ценностных и жизненных ориентиров;
- развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций;
- помощь в приобретении опыта и знакомство с повседневными задачами внутри
профессии.
Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня
мотивированности и осознанности обучающихся в вопросах образования, саморазвития,
самореализации и профессионального ориентирования, а также создание устойчивого
партнерства представителей предприятий, предпринимателей и образовательных
организаций, занимающихся всесторонней поддержкой талантливой молодежи и
образовательных инициатив, рост числа образовательных и стартап-проектов, улучшение
экономического и кадрового потенциалов региона.
Среди оцениваемых результатов:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона школы;
- численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий по
профессиональной подготовке;
- увеличение процента обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;
- численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной
деятельности (совместно с наставником);
- увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и
присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
- увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой
наставничества направления подготовки;
- численный рост планирующих трудоустройство на региональных предприятиях
выпускников.
Портрет участников.
Наставник. Неравнодушный профессионал с большим опытом работы, активной
жизненной позицией, с высокой квалификацией (возможно, подтвержденной
соревнованиями или премиями). Обладает развитыми коммуникативными навыками,
гибкостью в общении, умением отнестись к наставляемому как к равному в диалоге и
потенциально будущему коллеге. Возможно, выпускник той же образовательной
организации, член сообщества благодарных выпускников.
Наставляемый.
Вариант 1. Активный. Социально активный обучающийся с особыми образовательными
потребностями, мотивированный к расширению круга общения, самосовершенствованию,
получению новых навыков.
Вариант 2. Пассивный. Плохо мотивированный, дезориентированный обучающийся, не
имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, мало
информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к
процессам внутри образовательной организации и ее сообщества.

Возможные варианты программы.
Вариации ролевых моделей внутри формы "работодатель - ученик" могут различаться в
зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной
организации и ресурсов наставника. Учитывая текущий опыт образовательных
организаций, основными вариантами могут быть:
- взаимодействие "активный профессионал - равнодушный потребитель", мотивационная и
ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков,
стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной
траектории;
- взаимодействие "коллега - молодой коллега" - совместная работа по развитию
творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой
наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать
существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и
куратора;
- взаимодействие "работодатель - будущий сотрудник" - профессиональная поддержка,
направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых для
будущего трудоустройства.
Область применения в рамках образовательной программы.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме урочной, внеурочной и
проектной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, курс предметов,
связанных с деятельностью организации наставника, совместное участие в конкурсах,
выполнение проектных работ, способствующих развитию чувства сопричастности,
интеграции в школьное, студенческое и предпринимательское сообщества.
Формы: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, профориентационные
мероприятия, педагогические игры на развитие навыков и компетенций, встречи с
представителями предприятий, экскурсии на предприятия, демодни, конкурсы проектных
ученических работ, дискуссии, бизнес-проектирование, ярмарки.
3.8. Форма наставничества "учитель - ученик"
Предполагает взаимодействие педагогов (учитель) и обучающихся (ученик) для выявления,
поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со
способностями, совершенствования различных навыков и умений, заложенных в ребёнке.
Задачами данной формы наставничества являются:
- формирование элементов самостоятельной деятельности;
- развивать способности ребенка в различных областях;
- совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к различным видам
деятельности.
Результатом правильной организации работы наставников будет
- повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего
подросткового возраста в вопросах образования, саморазвития, самореализации и
профессионального ориентирования;
- снижение доли ценностно дезориентированной молодежи;
- активное развитие гибких навыков, необходимых для гармоничной личности;
- улучшение образовательных, культурных, спортивных и иных результатов и укрепление
школьного сообщества.
Среди оцениваемых результатов:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона школы;

- численный рост кружков по интересам;
- численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной
деятельности (совместно с наставником);
- увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и
присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
- увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой
наставничества направления подготовки.
Портрет участников.
Наставник. Неравнодушный профессионал с большим опытом работы, активной
жизненной позицией, с высокой квалификацией. Обладает развитыми коммуникативными
навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к наставляемому как к равному в
диалоге и потенциально будущему коллеге.
Наставляемый.
Вариант 1. Активный. Социально активный обучающийся с особыми образовательными
потребностями, мотивированный к расширению круга общения, самосовершенствованию,
получению новых навыков.
Вариант 2. Пассивный. Плохо мотивированный, дезориентированный обучающийся, не
имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, мало
информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к
процессам внутри образовательной организации и ее сообщества.
Возможные варианты программы.
Вариации ролевых моделей внутри формы "учитель - ученик" могут различаться в
зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной
организации и ресурсов наставника. Вариантами могут быть:
- взаимодействие "активный профессионал - равнодушный потребитель", мотивационная и
ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков,
стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной
траектории;
- взаимодействие "коллега - молодой коллега" - совместная работа по развитию
творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой
наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать
существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и
куратора;
- взаимодействие "работодатель - будущий сотрудник" - профессиональная поддержка,
направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых для
будущего трудоустройства.
Область применения в рамках образовательной программы.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме урочной, внеурочной и
проектной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, курс предметов,
связанных с деятельностью организации наставника, совместное участие в конкурсах,
выполнение проектных работ, способствующих развитию чувства сопричастности,
интеграции в школьное, студенческое и предпринимательское сообщества.

Формы: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, профориентационные
мероприятия, педагогические игры на развитие навыков и компетенций, встречи с
представителями предприятий, экскурсии на предприятия, демодни, конкурсы проектных
ученических работ, дискуссии, бизнес-проектирование, ярмарки.
3.9. Все представленные формы могут быть использованы не только для индивидуального
взаимодействия (наставник - наставляемый), но и для групповой работы (один наставник группа наставляемых), при которой круг задач, решаемых с помощью программы
наставничества и конкретной формы, остается прежним, но меняется формат
взаимодействия - все мероприятия проводятся коллективно с возможностью
дополнительной индивидуальной консультации.
3.10. Организация работы в рамках всех пяти форм не потребует большого привлечения
ресурсов и финансирования, так как все программы предполагают использование
внутренних ресурсов (кадровых, профессиональных) образовательной организации, за
исключением возможного привлечения экспертов для проведения первичного обучения
наставников.
4. Реализация целевой модели наставничества
4.1. Реализация программы наставничества включает семь основных этапов:
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических пар или групп.
6. Организация работы наставнических пар или групп.
7. Завершение наставничества.
5. Структура управления реализацией целевой модели наставничества
5.1. Функции образовательной организации:
- разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
- реализация программ наставничества;
- реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
- назначение куратора внедрения целевой модели наставничества в образовательной
организации;
- инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества;
- осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программах наставничества;
- внесение в формы федерального статистического наблюдения данных о количестве
участников программ наставничества и предоставление этих форм в Министерство
просвещения Российской Федерации;
- проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества (в ведении образовательных организаций);
- обеспечение формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
- обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
5.2. Куратор назначается решением директора школы из числа работников школы.
К зоне ответственности куратора относятся следующие задачи:
- сбор и работа с базой наставников и наставляемых;

- организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения
обучения);
- контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества;
- контроль проведения программ наставничества;
- участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества;
- решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели;
- мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы и иных
причастных к программе лиц;
- создание дорожной карты (плана мероприятий) реализации программы наставничества.
5.3. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя
базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется
директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами
школы, располагающими информацией о потребностях подростков – будущих участников
наставничества.
Формирование базы наставляемых из числа обучающихся:
- проявивших выдающиеся способности;
- демонстрирующих неудовлетворительные образовательные результаты;
- с ограниченными возможностями здоровья;
- попавших в трудную жизненную ситуацию;
- имеющих проблемы с поведением;
- не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
Формирование базы наставников из числа:
- обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных,
творческих и адаптационных вопросах;
- опытных педагогов;
- инициативных студентов;
- сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
- успешные
предприниматели или общественные деятели, которые
чувствуют потребность передать свой опыт;
5.4. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других обучающихся, педагогических
работников школы с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или
получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется
наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и директору школы с просьбой о сложении с него
обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
5.5. Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными правовыми актами школы при
осуществлении наставнической деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами школы, осуществляющими работу с
наставляемым по программе наставничества (педагогический совет, методический совет и
пр.);
- осуществлять включение обучающегося в общественную жизнь коллектива,
содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на
личном примере;
- создавать условия для созидания и наилучшего поиска, творчества в образовательном
процессе через привлечение к инновационной деятельности;

- содействовать укреплению и повышению уровня престижности образовательной
деятельности, организуя участие в мероприятиях для обучающихся различных уровней
(конкурсы, конференции, форумы и др.);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с образовательной деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер
дисциплинарного воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в региональных и федеральных конкурсах,
оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.
5.6. Права наставляемого:
- участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
обучающихся;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с обязанностями ученика,
образовательной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных
программ наставничества обучающихся школы;
- обращаться к куратору и директору школы с ходатайством о замене наставника.
5.7. Обязанности наставляемого:
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в
установленные сроки;
- знать обязанности, предусмотренные правилами внутреннего распорядка;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению своих обязанностей;
- совершенствовать навыки, практические приемы и способы качественного исполнения
своих обязанностей как ученика;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы (обучения),
правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.8. Права законных представителей наставляемого:
- участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
обучающихся;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с обязанностями ученика,
образовательной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных
программ наставничества обучающихся школы;
- обращаться к куратору и директору школы с ходатайством о замене наставника.
5.9. Обязанности законных представителей наставляемого:
- следить за выполнением наставляемым плана персонализированной программы
наставничества в установленные сроки;
- знать обязанности, предусмотренные правилами внутреннего распорядка;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей
наставляемого;
- участвовать в устранении наставляемым совместно с наставником допущенных ошибок и
выявленных затруднений;
- учить проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в учебе
наставляемого.
6. Формирование пар и групп наставников и наставляемых:
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны
соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы
наставничества.

6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора,
наставников и наставляемых, в отношении которых осуществляется наставничество,
пары/группы утверждаются приказом директора школы, участники подписывают
соглашение (Приложение 1), а также согласие на обработку персональных данных
(Приложение 2).
6.3. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
7. Завершение программы наставничества или изменение сроков ее реализации
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае:
- завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в
полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого – форс-мажора).
7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества
обучающихся. По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых
возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества
или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
8. Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества обучающихся на сайте образовательной организации
8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной программы
наставничества обучающихся на официальном сайте школы создается специальный раздел
(рубрика). На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных
программах наставничества обучающихся, базы наставников и наставляемых, лучшие
кейсы персонализированных программ наставничества обучающихся, федеральная,
региональная и локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества обучающихся,
методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества
обучающихся в школе и др.
8.2. Результаты персонализированных программ наставничества обучающихся в школе
публикуются после их завершения.
9. Стимулирование наставнической деятельности
9.1. При реализации мероприятий по наставничеству обучающихся могут применяться
материальные и нематериальные способы стимулирования.
9.2. В целях материального стимулирования школой определяются размеры выплат
стимулирующего
характера
за
осуществление
наставнической
деятельности
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в
соответствии действующим законодательством.
9.3. Нематериальными способами стимулирования являются:
- учет наставнической деятельности при выдвижении на профессиональные конкурсы
педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри (экспертов);
- выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях (в том числе с целью трансляции успешного опыта);
- представление наставников к награждению;
- награждение школьными грамотами «Лучший наставник»;
- Благодарственные письма родителям наставников/наставляемых из числа обучающихся.
Мероприятия по популяризации роли наставника:

- организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном
уровне;
- создание специальной рубрики «Наши наставники» на школьном сайте;
- создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества;
- Доска почета «Лучшие наставники»

Приложение 1.

Соглашение между наставником и наставляемым,
а также законными представителями наставника и наставляемым,
если участники программы несовершеннолетние
Я, Ф.И.О, статус в ОО, беру на себя обязанности наставника Ф.И.О., статус в ОО.
Как наставник обязуюсь:
- помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы
развития;
- являться примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого;
- наставнические отношения формировать в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога;
- ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждать с ним
долгосрочную перспективу и будущее;
- предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывать на
риски и противоречия;
- не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулировать развитие
у наставляемого своего индивидуального видения;
- помогать наставляемому развивать прикладные навыки, умения и компетенции;
- по возможности оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку,
мотивировать, подталкивать и ободрять его;
- соблюдать обоюдные договоренности, не выходить за допустимые рамки субординации и
не разглашать информацию, которую передает мне наставляемый (исключения, при
которых я как наставник немедленно сообщаю куратору программы: если наставляемый
сообщит о том, что стал жертвой насилия (физического, сексуального, психологического),
если наставляемый сообщит о том, что вовлечен в незаконную деятельность
(распространение наркотиков, финансовые махинации), если наставляемый сообщит (или
его поведение будет свидетельствовать) о потенциальной угрозе, способной нанести вред
жизни и здоровью (суицидальные мысли, пагубная зависимость)).
Наставник по согласованию с куратором может проводить дополнительные (в т.ч.
выездные) мероприятия, направленные как на достижение цели наставнического
взаимодействия, так и на укрепление взаимоотношений с наставляемым.
Наставник может быть инициатором завершения программы, но перед этим обязан
приложить все усилия по сохранению доброкачественных наставнических отношений.
Как наставник обязуюсь придерживаться следующих принципов:
- слушать - поддерживать зрительный контакт и посвящать наставляемым все свое
внимание;
- рекомендовать – помогать наставляемым найти направление в жизни, но не подталкивать
их;
- рассказывать - давать представление о перспективах, помогать определить цели и
приоритеты;
- обучать – рассказывать о жизни и собственной карьере;
- представлять свой опыт - помогать наставляемым избежать ошибок и извлекать уроки из
жизненных ситуаций;
- быть доступным - предоставить ресурс, источник опыта и знаний, которому наставляемый
доверяет и к которому может обратиться;
- критиковать, но конструктивно - при необходимости наставники указывать области,
которые нуждаются в улучшении, всегда сосредоточив внимание на поведении
наставляемого, но никогда не на его/ее характере;
- поддерживать - независимо от того, насколько болезненный опыт имеет наставляемый,
продолжать поощрять наставляемого учиться и совершенствоваться;

- быть точным - давать конкретные советы, «раскладывают по полочкам»: что было сделано
хорошо, что может быть исправлено или улучшено, что достигнуто, какие преимущества
есть у различных действий;
- быть неравнодушным – интересоваться успехами наставляемого в обучении, в
планировании карьеры, в личном развитии;
- быть успешным –наставник не только успешен сам по себе, но и способствует успехам
других людей;
- вызывать восхищение – наставник пользуется уважением в своей организации и обществе.
Я, Ф.И.О, статус в ОО, в качестве наставляемого обязуюсь:
- уважительно относиться к наставнику;
- выполнять мероприятия индивидуального плана;
- изучать и руководствоваться положениями нормативных правовых актов Российской
Федерации, локальных актов МБОУ «СОШ №8 г. Выборга» при выполнении должностных
обязанностей;
- выполнять рекомендации наставника по осуществлению учебной, трудовой деятельности,
устранению допущенных ошибок;
- обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
- участвовать в общественной жизни коллектива школы, развивать свой кругозор;
- по инициативе куратора принимать участие в мониторинге (анкетировании) участников
программы наставничества.
Срок и место заключения Соглашения___________________________________.
Подписи сторон:
Наставник (законный представитель)
_________________ ФИО
___________________

Наставляемый (законный представитель)
_________________ ФИО
_____________________

Приложение 2

Согласие на обработку персональных данных от участников наставнической
программы или их законных представителей в случае, если участники программы
наставничества несовершеннолетние
Согласие на обработку персональных данных для лиц, не достигших 18 лет
Я, (Ф.И.О. законного представителя), являюсь законным представителем (родителем,
опекуном (попечителем) (Ф.И.О. ребенка),_____________ года рождения, действуя в
интересах своего ребенка (опекаемого), с Положением о наставничестве ознакомлен(-а) и
согласен(-а).
Я даю свое согласие на участие своего ребенка (опекаемого) в программе наставничества в
МБОУ «СОШ №8 г. Выборга» (далее – Программа наставничества).
В соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О
персональных данных», подтверждаю свое согласие на обработку его (еѐ) следующих
персональных данных: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата рождения, место учебы,
класс (курс), сферы научных и учебных интересов, адрес проживания, адрес электронной
почты, контактный телефон (далее – персональные данные) МБОУ «СОШ №8 г. Выборга»,
расположенной по адресу: 188810 Ленинградская область, Выборгский район, город
Выборг, Ленинградское шоссе, дом № 45А (далее – Оператор). Также я разрешаю
Оператору производить фото- и видеосъемку моего ребенка во время проведения
публичных мероприятий Программы наставничества, безвозмездно использовать эти фото,
видео и информационные материалы во внутренних и внешних коммуникациях, связанных
с деятельностью Оператора. Фотографии и видеоматериалы могут быть скопированы,
представлены и сделаны достоянием общественности или адаптированы для использования
СМИ при условии, что произведенные фотографии и видео не нанесут вред достоинству и
репутации моего ребенка.
Предоставляю Оператору право осуществлять все действия (операции) с персональными
данными моего ребенка, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение,
обновление, изменение, использование, передачу (распространение), обезличивание,
уничтожение. Действия с персональными данными: автоматизированные с использованием
средств вычислительной техники.
Настоящее согласие действует на период подготовки, проведения и подведения итогов
Программы наставничества.
Настоящее согласие может быть отозвано мной в любой момент по соглашению сторон
путем подачи письменного заявления.
"_____"_________________20___г.
____________________ (Подпись)
_________________________________ (ФИО)
Подтверждаю, что ознакомлен(-а) с положениями Федерального закона от 27.07.2006г.
№152-ФЗ «О персональных данных», права и обязанности в области защиты персональных
данных мне разъяснены
"_____"________________20____г.
_____________________ (Подпись)
_______________________________ (ФИО)

Согласие на обработку персональных данных для совершеннолетних участников
программы наставничества

Я, (Ф.И.О. участника программы наставничества), с Положением о наставничестве
ознакомлен(-а) и согласен(-а). Я даю свое согласие на участие в программе наставничества
в МБОУ «СОШ №8 г. Выборга» (далее – Программа наставничества). В соответствии с
требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных
данных», подтверждаю свое согласие на обработку следующих персональных данных:
фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата рождения, место учебы (работы), класс (курс),
сферы научных и учебных интересов, адрес проживания, адрес электронной почты,
контактный телефон (далее – персональные данные) МБОУ «СОШ №8 г. Выборга»,
расположенной по адресу: 188810 Ленинградская область, Выборгский район, город
Выборг, Ленинградское шоссе, дом № 45А (далее – Оператор).
Также я разрешаю Оператору производить фото- и видеосъемку во время проведения
публичных мероприятий Программы наставничества, безвозмездно использовать эти фото,
видео и информационные материалы во внутренних и внешних коммуникациях, связанных
с деятельностью Оператора. Фотографии и видеоматериалы могут быть скопированы,
представлены и сделаны достоянием общественности или адаптированы для использования
СМИ при условии, что произведенные фотографии и видео не нанесут вред моему
достоинству и репутации.
Предоставляю Оператору право осуществлять все действия (операции) с моими
персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение,
обновление, изменение, использование, передачу (распространение), обезличивание,
уничтожение. Действия с персональными данными: автоматизированные с использованием
средств вычислительной техники.
Настоящее согласие действует на период подготовки, проведения и подведения итогов
Программы наставничества.
Настоящее согласие может быть отозвано мной в любой момент по соглашению сторон
путем подачи письменного заявления.
"_____"_________________20___г.
____________________ (Подпись)
_________________________________ (ФИО)
Подтверждаю, что ознакомлен(-а) с положениями Федерального закона от 27.07.2006г.
№152-ФЗ «О персональных данных», права и обязанности в области защиты персональных
данных мне разъяснены
"_____"________________20____г.
_____________________ (Подпись)
_______________________________ (ФИО)
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом МБОУ
«СОШ №8 г. Выборга»
Протокол № 3 от 27.12.2022
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом МБОУ
«СОШ №8 г. Выборга»
Протокол №11от 27.12.2022

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».