Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
ВМБОУ «СОШ №8 г. Выборга» создаются специальные условия для получения
образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны, имеется пандус,
перила у лестницы на входе в здание школы. Зона оказания услуг (1 этаж)
доступна для всех категорий инвалидов. Имеется разметка на полу и стеклах
дверей для слабовидящих детей. На первом этаже без перепада высот от уровня
входа, находятся учебные классы. Обеспечена доступность путей движения.
Оборудована туалетная комната в соответствии с нормами СанПиН. В классах первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для
обучаемых с нарушениями зрения. Официальный сайт школы в сети «Интернет» имеет
версию для слабовидящих с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с
приведением его к международному стандарту доступности веб-контента и
веб-сервисов.
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения
коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей – инвалидов
и детей с ОВЗ: мультимедийные комплексы (проектор, экран, звуковоспроизводящие
колонки), интерактивные доски, ноутбуки, компьютеры, МФУ.
Во время проведения занятий, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ,
применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения
уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Дети-инвалиды и
дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе.
Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями
здоровья проводится на основе адаптированной основной образовательной программы
в зависимости от поставленного диагноза, согласно рекомендациям справок ТПМПК,
разработанных ИПРА.
Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми
табличками и указателями.
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:
- возможность
индивидуального сопровождения и консультирования обучающихся по организационным
и учебным вопросам;
- работа с семьей
обучающегося;
- методическая
работа с учителями;
- организация
внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися;
В школе ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды,
необходимой для формирования гражданской, правовой позиции соучастия,
готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности
толерантно восприниматьсоциальные, личностные и культурные различия.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для организации занятий с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья имеются: оборудованный кабинет логопеда-дефектолога, сенсорная комната, кабинет психолога. Есть свободный доступ в спортивный зал и на спорт площадку.
Кабинет учителя логопеда-дефектолога
содержит:
- материалы
и игры по темам;
- умное зеркало ArtikMe, зеркало с лампой дополнительного оснащения;
- дыхательные
тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
- картотеки материалов для автоматизации и
дифференциации звуков;
- логопедические альбомы для обследования;
- предметные и сюжетные картинки по лексическим
темам;
- настольно-печатные
дидактические игры;
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
- методическая, дидактическая, справочная и
художественная литература.
Кабинет педагога
психолога
оснащен специальными техническими средствами обучения коллективного и
индивидуального пользования;
- материалы и игры
по темам;
- методическая,
дидактическая, справочная и художественная литература
- доступ к
электронным образовательным ресурсам.
Сенсорная комната оснащена:
- Мебелью (столы, стулья для занятий с
тактильными материалами);
- мягким ковром на полу (для комфортного
пребывания детей без обуви);
-
модульными массажными ковриками;
- воздушно- пузырьковой колонной (одинарная);
- сухим бассейном с шариками;
- массажным креслом;
- креслом мешком;
- бизибордом.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения
практической части занятий в учреждении оснащены кабинеты: физики, химии,
технологии, информатики, биологии, спортивный зал, мастерские.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотекарасположенана
3 этажездания, организована зоначтения и обмена книгами. При
необходимости для обеспечения доступа в библиотеку инвалиду или лицу с
ОВЗбудет предоставлено сопровождающее лицо.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В свободном доступе
находятся спортивный зал, спортивная площадка. Спортивный инвентарь,
находящийся в зале, укреплен в соответствии с СанПиН. Дополнительный инвентарь
хранится в отдельном помещении. Имеются две раздевалки. Оборудование в
спортивном зале и на спортивной площадке не приспособлены для детей-инвалидов с
нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей-инвалидов по зрению и слуху;созданы
условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики
заболеваний и оздоровления детей.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вобразовательном учреждении используются следующие средства обучения
и воспитания:
- печатные
(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие
тетради и т.д.);
- визуальные
(зрительные): таблицы по учебным предметам; карты по истории и географии;
модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике, начальным
классам; натуральные объекты (на уроке биологии), портреты художников и
композиторов;
- механические
визуальные приборы: микроскоп;
- аудиовизуальные
(зрительно-слуховые): образовательные видеофильмы, учебные фильмы, презентации.
- средства,
автоматизирующие процесс обучения: компьютеры,проекторы, принтеры;
- спортивное
оборудование: мячи, скакалки, обручи, лыжи, спортивные снаряды.
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты
материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных
задач.
Средства воспитания:
- общение
(непосредственное, опосредованное)в форме прямых контактов учителя и
обучающегося и индивидуальных бесед;
- учение,когдаучитель
воздействует не на обучающегося, а на знания, которые тот должен усвоить,
на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он
должен определенным образом сориентироваться. Реализуется через классные часы,
школьные праздники и мероприятия;
- труд
осуществляется через дежурство по классу, выполнение трудовых поручений;
- игра
используется как в урочной так и во внеурочной деятельности, организуется в
форме проведения разного рода игр: сюжетно-ролевые, спортивные, дидактические,
соревновательные.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Библиотека, столовая,
кабинеты расположены в зоне доступности. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Для
обеспечения навигации обучающихся размещены указатели и тактильные
таблички со шрифтом Брайля (1 этаж, рекреация начальной школы). Здание школы
оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель
выхода), необходимыми табличками и указателями, звуковой информацией для
сигнализации об опасности. При в ходе в школу расположена вывеска с названием
организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Специальные условия питания
Наличие:
- собственная столовая
с площадью в соответствии с СанПиН
- современное
технологическое оборудование
- сотрудники,
квалифицированные для работы на современном технологическом оборудовании
- реализация
образовательных программ по формированию культуры здорового питания
Организовано 2-х разовое питание,
бесплатный завтрак, дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
получают бесплатное питание при подтверждении получателем льгот.
Специальные условия охраны здоровья
Наличие собственного лицензированного медицинского кабинета: - квалифицированный медработник.
Режим работы: Понедельник - пятница с 9-00 до 15-00.
В МБОУ «СОШ № 8 г.
Выборга» проводится ряд мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья
обучающихся с особыми образовательными потребностями:
- температурный режим соответствует СанПин нормам;
- водоснабжение обеспечивает необходимый санитарный и питьевой режим в
соответствии с СанПиН - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение;
- определена
оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул
в соответствии с требованиями СанПиН и соблюдением рекомендаций ТПМПК,
разработанных ИПРА, адаптированных образовательных и коррекционных программ
обучения;
- ведется пропаганда
здорового образа жизни;
- созданы условия
для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний
и оздоровления детей;
- созданы условия
по обеспечению безопасности детей во время пребывания в общеобразовательном
учреждении;
- ведется
профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с детьмиво
время пребывания в учреждении;
- кабинетыоборудованы
необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения;
- в учреждении
осуществляется контроль доступа в
учреждение.
В соответствии с
законодательством РФ определены основные направления работы по обеспечению
безопасности:
- организация и
управление безопасным образовательным пространством;
- антитеррористическая
защищенность и противодействие терроризму и экстремизму;
- обеспечение
охраны образовательного учреждения;
- информационная
безопасность;
- пожарная
безопасность;
- энерго-электробезопасность.
В школе на
постоянной основе проводится работа по совершенствованию
материально-технической базы с целью повышения антитеррористической
безопасности и охраны труда всех участников образовательных отношений.
В здании установлены:
- система
автоматической подачи сигналов средствами речевого оповещения и управления
эвакуацией;
- система
видеонаблюдения (внутренняя и наружная);
- система
«Тревожная кнопка»;
- световые указатели
запасных выходов;
- планы эвакуации;
- огнетушители;
- ограждение по периметру
территории
школы.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими
коррекционно-развивающую деятельность: учителя, педагог-психолог,
учитель-логопед, социальный педагог.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Широкополосный
интернет. Скорость выхода в интернет не менее 2 Мб/с.
Доступ к
информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
- информационный
портал электронной школы ГИС СОЛО;
- информационные
ресурсы школьной библиотеки (книжный и учебно-методический фонд);
- информационные
ресурсы школьной библиотеки (аудио, видео и цифровые носители информации);
- информационные
ресурсы сети Интернет, кроме ресурсов, не связанных с образовательной
деятельностью (установлены контент-фильтры).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные
образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана.
http://www.school.edu.ru
Каталог
образовательных ресурсов "Школьный мир" http://schools-world.ru
Демонстрационные
варианты тестов ЕГЭ on-line
http://www.edu.ru/tests/
Мегаэнциклопедия
портала «Кирилл и Мефодий»
http://megabook.ru
Квант: научно-популярный физико-математический журнал http://kvant.mccme
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Мультимедийные
средства, компьютеры, ноутбуки, принтеры, сканеры, версия официального сайта
школы для слабовидящих.