Аннотации к рабочим программам учебных предметов ФОП СОО

1

Аннотации к рабочим программам учебных предметов Федеральной
образовательной программы среднего общего образования
Русский язык
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" (предметная область
"Русский язык и литература") (далее соответственно - программа по русскому языку, русский язык)
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы
по русскому языку.
.
В содержании программы по русскому языку выделяются три сквозные линии: "Язык и речь.
Культура речи", "Речь. Речевое общение. Текст", "Функциональная стилистика. Культура речи".
Изучение русского языка на базовом уровне обеспечивает общекультурный уровень молодого
человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего
образования.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку
как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе
расширения представлений о функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и
культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских
духовно-нравственных ценностей;
- формирование ценностного отношения к русскому языку;
- овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных
взаимоотношений;
- понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной
самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации;
- совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями
культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления
языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств;
- совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и
самооценке на основе наблюдений за речью;
- развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа
текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации;
- развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и другие); совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную
информацию в практической деятельности;
- обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об
изобразительно-выразительных средствах русского языка;
- совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять
правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в
тексте;
- обеспечение поддержки русского языка как языка государствообразующего народа, недопущения
использования нецензурной лексики и противодействия излишнему использованию иностранной
лексики.
Общее число часов для изучения русского языка - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в
неделю), в 11 классе - 68 часа (2 часа в неделю).

Литература
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Литература" (предметная область
"Русский язык и литература") (далее соответственно - программа по литературе, литература) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
литературе.

Профамма - 03

2
Основу содержания литературного образования в 10 - 11 классах составляют чтение и изучение
выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины XIX - начала XXI
века с целью формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения
его анализировать и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их
литературным развитием, жизненным и читательским опытом.
Цели изучения литературы на уровне основного общего образования состоят в
сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в основе
исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам; в развитии
ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного
отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым,
литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности.
Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к
чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной
и зарубежной культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в
литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных
текстов и способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере лучших
литературных образцов.
Достижение целей изучения литературы возможно при комплексном решении учебных и
воспитательных задач, стоящих на уровне среднего общего образования и сформулированных в ФГОС
СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным традициям и
осознанием исторической преемственности поколений, включением в языковое пространство русской
культуры, воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры, состоят
в приобщении старшеклассников к лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй
половины XIX - начала XXI века, воспитании уважения к отечественной классической литературе как
социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе изучения литературы духовного опыта
человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных
традиций и ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур, уважительного отношения к ним, приобщением к российскому
литературному наследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и
мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие потребности в чтении художественных
произведений, знание содержания и осмысление ключевых проблем произведений русской, мировой,
классической и современной литературы, в том числе литератур народов России, а также на
формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять программы собственной
читательской деятельности, участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению
интереса к литературе, чтению, образованию, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными
читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов,
самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализа и интерпретации
литературного произведения как художественного целого с учетом историко-литературной
обусловленности, культурного контекста и связей с современностью с использованием теоретиколитературных знаний и представления об историко-литературном процессе. Кроме того, эти задачи
связаны с развитием представления о специфике литературы как вида искусства и умением сопоставлять
произведения русской и мировой литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в
других видах искусств, с выявлением взаимообусловленности элементов формы и содержания
литературного произведения, а также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению
художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, и авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей
языка и реализацией их в учебной деятельности и в дальнейшей жизни, направлены на расширение
представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в литературных текстах,
овладение разными способами информационной переработки текстов с использованием важнейших
литературных ресурсов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Общее число часов для изучения литературы, - 204 часа: в 10 классе - 102 часа (3 часа в неделю),
в 11 классе - 102 часа (3 часа в неделю).

Программа - 03

3

География
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "География" (предметная область
"Общественно-научные предметы") (далее соответственно - программа по географии, география)
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы
по географии.
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной
программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части
образовательной программы основного общего образования.
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
- воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных
стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими
проблемами современности, с ролью России как составной части мирового сообщества;
- воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения
и хозяйства на глобальном, региональном и локальном уровнях и формирование ценностного отношения
к проблемам взаимодействия человека и общества;
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, завершение
формирования основ географической культуры;
- развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и умений, направленных на
использование их в реальной действительности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение целей устойчивого
развития.
Общее число часов для изучения географии - 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.

Основы безопасности жизнедеятельности
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности
жизнедеятельности" (предметная область "Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности") (далее соответственно - программа ОБЖ, ОБЖ) включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы ОБЖ.
Программа ОБЖ разработана на основе требований к результатам освоения программы среднего
общего образования, представленных в ФГОС ООО, федеральной программы воспитания, Концепции
преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и предусматривает
непосредственное применение при реализации ООП СОО.
Программа ОБЖ обеспечивает:
- формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного,
здорового и экологически целесообразного образа жизни;
- достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной
личности безопасного типа;
- взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета ОБЖ
на уровнях основного общего и среднего общего образования;
- подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности жизнедеятельности
в повседневной жизни.
Целью изучения ОБЖ на уровне среднего общего образования является формирование у
обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с
современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
- способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе
понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и
развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств
и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

Программа - 03

4
- сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и
группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности,
общества и государства;
- знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени.
Всего на изучение ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится 68 часов в 10 - 11
классах.

Иностранный (английский) язык
Программа по английскому языку (базовый уровень) на уровне среднего общего
образования разработана на основе ФГОС СОО.
Учебному предмету «Иностранный (английский) язык» принадлежит важное место в
системе среднего общего образования и воспитания современного обучающегося в условиях
поликультурного и многоязычного мира. Изучение иностранного языка направлено на
формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языка как
инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему
речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора,
воспитанию чувств и эмоций.
Базовый (пороговый) уровень усвоения учебного предмета «Иностранный (английский)
язык» ориентирован на создание общеобразовательной и общекультурной подготовки, на
формирование целостных представлений обучающихся о мире, об общечеловеческих
ценностях, о важности общения с целью достижения взаимопонимания в целом и о языке как
средстве межличностного и межкультурного общения в частности. Достижение порогового
уровня владения иностранным (английским) языком позволяет выпускникам российской школы
использовать его для общения в устной и письменной форме как с носителями изучаемого
иностранного (английского) языка, так и с представителями других стран, использующими
данный язык как средство общения. Кроме того, пороговый уровень владения иностранным
(английским) языком позволяет использовать иностранный (английский) язык как средство для
поиска, получения и обработки информации из иноязычных источников в образовательных и
самообразовательных целях, использовать словари и справочники на иностранном языке, в том
числе информационно-справочные системы в электронной форме.
Общее число часов, рекомендованных для изучения иностранного (английского) языка 204 часа: в 10 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе - 102 часа (3 часа в неделю).

Алгебра и начала математического анализа
Учебный курс «Алгебра и начала математического анализа» обеспечивает
инструментальную базу для изучения всех естественно-научных курсов, формирует логическое
и абстрактное мышление обучающихся на уровне, необходимом для освоения учебных курсов
информатики, обществознания, истории, словесности. В рамках учебного курса «Алгебра и
начала математического анализа» обучающиеся овладевают универсальным языком
современной науки, которая формулирует свои достижения в математической форме.
В структуре программы по алгебре и началам анализа выделяются следующие
содержательно-методические линии: «Числа и вычисления», «Функции и графики», «Уравнения
и неравенства», «Начала математического анализа», «Множества и логика». Все основные
содержательно-методические линии изучаются на протяжении двух лет обучения на уровне
среднего общего образования. Данный учебный курс является интегративным, объединяя в себе
содержание нескольких математических дисциплин: алгебра, тригонометрия, математический

Программа - 03

5

анализ, теория множеств и другие. Обучающиеся овладевают широким математическим
аппаратом, у них последовательно формируется и совершенствуется умение строить
математическую модель реальной ситуации, применять знания, полученные в учебном курсе
«Алгебра и начала математического анализа», для решения самостоятельно сформулированной
математической задачи, а затем интерпретировать полученный результат.
Общее число часов, рекомендованных для изучения учебного курса «Алгебра и начала
математического анализа», - 170 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе -102
часа (3 часа в неделю).

Геометрия
Важность учебного курса геометрии на уровне среднего общего образования обусловлена
практической значимостью метапредметных и предметных результатов обучения геометрии в
направлении личностного развития обучающихся, формирования функциональной
математической грамотности, изучения других учебных дисциплин. Развитие у обучающихся
правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций,
соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и
процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического
моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного
мировоззрения обучающихся, а также качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном обществе.
Геометрия является одним из базовых предметов на уровне среднего общего
образования, так как обеспечивает возможность изучения как дисциплин естественно-научной
направленности, так и гуманитарной.
Цель освоения программы учебного курса «Геометрия» на базовом уровне обучения общеобразовательное и общекультурное развитие обучающихся через обеспечение
возможности приобретения и использования систематических геометрических знаний и
действий, специфичных геометрии, возможности успешного продолжения образования по
специальностям, не связанным с прикладным использованием геометрии.
Приоритетными задачами освоения учебного курса «Геометрии» на базовом уровне в 1011 классах являются:
- формирование представления о геометрии как части мировой культуры и осознание её
взаимосвязи с окружающим миром;
- формирование представления о многогранниках и телах вращения как о важнейших
математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные явления окружающего
мира;
- формирование умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире многогранники и
тела вращения;
- овладение методами решения задач на построения на изображениях пространственных фигур;
- формирование умения оперировать основными понятиями о многогранниках и телах вращения
и их основными свойствами;
- овладение алгоритмами решения основных типов задач, формирование умения проводить
несложные доказательные рассуждения в ходе решения стереометрических задач и задач с
практическим содержанием;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной
активности, исследовательских умений, критичности мышления;
- формирование функциональной грамотности, релевантной геометрии: умение распознавать
проявления геометрических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных
ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и

Программа - 03

6

закономерностей, формулировать их на языке геометрии и создавать геометрические модели,
применять освоенный геометрический аппарат для решения практико-ориентированных задач,
интерпретировать и оценивать полученные результаты.
Основными содержательными линиями учебного курса «Геометрия» в 10-11 классах
являются: «Многогранники», «Прямые и плоскости в пространстве», «Тела вращения»,
«Векторы и координаты в пространстве». Формирование логических умений распределяется по
содержательным линиям и по годам обучения на уровне среднего общего образования.
Общее число часов, рекомендованных для изучения учебного курса «Геометрия» - 102
часа: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).

Вероятность и статистика
Учебный курс «Вероятность и статистика» базового уровня является продолжением и
развитием одноимённого учебного курса базового уровня основного общего образования.
Учебный курс предназначен для формирования у обучающихся статистической культуры и
понимания роли теории вероятностей как математического инструмента для изучения
случайных событий, величин и процессов. При изучении учебного курса обогащаются
представления обучающихся о методах исследования изменчивого мира, развивается понимание
значимости и общности математических методов познания как неотъемлемой части
современного естественно-научного мировоззрения.
Содержание учебного курса направлено на закрепление знаний, полученных при
изучении курса на уровне основного общего образования, и на развитие представлений о
случайных величинах и взаимосвязях между ними на важных примерах, сюжеты которых
почерпнуты из окружающего мира. В результате у обучающихся должно сформироваться
представление о наиболее употребительных и общих математических моделях, используемых
для описания антропометрических и демографических величин, погрешностей в различного
рода измерениях, длительности безотказной работы технических устройств, характеристик
массовых явлений и процессов в обществе.
В соответствии с указанными целями в структуре учебного курса «Вероятность и
статистика» для уровня среднего общего образования на базовом уровне выделены следующие
основные содержательные линии: «Случайные события и вероятности», «Случайные величины
и закон больших чисел».
Общее число часов, рекомендованных для изучения учебного курса «Вероятность и
статистика» - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в
неделю).

Информатика
Информатика на уровне среднего общего образовании отражает:
- сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и
возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
- основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии,
управление и социальную сферу;
- междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Курс информатики на уровне среднего общего образования является завершающим
этапом непрерывной подготовки обучающихся в области информатики и информационнокоммуникационных технологий, он опирается на содержание курса информатики уровня
основного общего образования и опыт постоянного применения информационно-

Программа - 03

7

коммуникационных технологий, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение
этого опыта.
В содержании учебного предмета «Информатика» выделяются четыре тематических
раздела.
- Раздел «Цифровая грамотность» охватывает вопросы устройства компьютеров и других
элементов цифрового окружения, включая компьютерные сети, использование средств
операционной системы, работу в сети Интернет и использование интернет-сервисов,
информационную безопасность.
- Раздел «Теоретические основы информатики» включает в себя понятийный аппарат
информатики, вопросы кодирования информации, измерения информационного объёма данных,
основы алгебры логики и компьютерного моделирования.
- Раздел «Алгоритмы и программирование» направлен на развитие алгоритмического
мышления, разработку алгоритмов, формирование навыков реализации программ на выбранном
языке программирования высокого уровня.
- Раздел «Информационные технологии» охватывает вопросы применения информационных
технологий, реализованных в прикладных программных продуктах и интернет-сервисах, в том
числе при решении задач анализа данных, использование баз данных и электронных таблиц для
решения прикладных задач.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика»
ориентированы в первую очередь на общую функциональную грамотность, получение
компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:
- понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой
предметной области;
- умение решать типовые практические задачи, характерные для использования методов и
инструментария данной предметной области;
- осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов,
типичных связей с другими областями знания.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне для
уровня среднего общего образования - обеспечение дальнейшего развития информационных
компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося
информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
Общее число часов, рекомендованных для изучения информатики - 68 часов: в 10 классе
- 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).

Физика
Программа по физике базового уровня на уровне среднего общего образования
разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания и концепции преподавания учебного предмета «Физика» в
образовательных
организациях
Российской
Федерации,
реализующих
основные
образовательные программы.
Содержание программы по физике направлено на формирование естественно-научной
картины мира обучающихся 10-11 классов при обучении их физике на базовом уровне на основе
системно-деятельностного подхода. Программа по физике соответствует требованиям ФГОС
СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а
также учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с естественнонаучными учебными предметами.
Основными целями изучения физики в общем образовании являются:

Программа - 03

8

- Формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие
их интеллектуальных и творческих способностей;
- Развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского
отношения к окружающим явлениям;
- Формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и
фундаментальных законов физики;
- Формирование умений объяснять явления с использованием физических знаний и научных
доказательств;
- Формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники
и технологий.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач в процессе изучения
курса физики на уровне среднего общего образования:
- Приобретение системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях,
включая механику, молекулярную физику, электродинамику, квантовую физику и элементы
астрофизики;
- Формирование умений применять теоретические знания для объяснения физических явлений
в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
- Освоение способов решения различных задач с явно заданной физической моделью, задач,
подразумевающих самостоятельное создание физической модели, соответствующей условиям
задачи;
- Понимание физических основ и принципов действия технических устройств и
технологических процессов, их влияния на окружающую среду;
- Овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических
экспериментов, анализа и интерпретации информации, определения достоверности полученного
результата;
- Создание условий для развития умений проектно-исследовательской, творческой
деятельности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения физики - 136 часов: в 10 классе - 68
часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

Химия
Программа по химии на уровне среднего общего образования разработана на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования, представленных в ФГОС СОО, с учётом Концепции преподавания учебного
предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные образовательные программы, и основных положений федеральной рабочей
программы воспитания.
В соответствии с общими целями и принципами среднего общего образования
содержание предмета «Химия» (10-11 классы, базовый уровень изучения) ориентировано
преимущественно на общекультурную подготовку обучающихся, необходимую им для
выработки мировоззренческих ориентиров, успешного включения в жизнь социума,
продолжения образования в различных областях, не связанных непосредственно с химией.
Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы - «Органическая химия» и
«Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются
основы базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением знаний из
общей химии) и органической химии. Формирование данной системы знаний при изучении
предмета обеспечивает возможность рассмотрения всего многообразия веществ на основе
общих понятий, законов и теорий химии.

Программа - 03

9

Главными целями изучения предмета «Химия» на уровне среднего общего образования
на базовом уровне являются:
- формирование системы химических знаний как важнейшей составляющей естественнонаучной картины мира, в основе которой лежат ключевые понятия, фундаментальные законы и
теории химии, освоение языка науки, усвоение и понимание сущности доступных обобщений
мировоззренческого характера, ознакомление с историей их развития и становления;
- формирование и развитие представлений о научных методах познания веществ и химических
реакций, необходимых для приобретения умений ориентироваться в мире веществ и химических
явлений, имеющих место в природе, в практической и повседневной жизни;
- развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и объяснением
химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами.
Общее число часов, рекомендованных для изучения химии - 68 часов: в 10 классе - 34
часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).

Биология (углубленный уровень)
Программа по биологии на уровне среднего общего образования разработана на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС СОО, Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и основных положений
федеральной рабочей программы воспитания.
Биология углублённого уровня изучения (10-11 классы) является одним из компонентов
предметной области «Естественно-научные предметы».
Изучение учебного предмета «Биология» на углубленном уровне ориентировано на
подготовку обучающихся к последующему получению биологического образования в вузах и
организациях среднего профессионального образования. Основу его содержания составляет
система биологических знаний, полученных при изучении обучающимися соответствующих
систематических разделов биологии на уровне основного общего образования, в 10-11 классах
эти знания получают развитие. Так, расширены и углублены биологические знания о растениях,
животных, грибах, бактериях, организме человека, общих закономерностях жизни,
дополнительно включены биологические сведения прикладного и поискового характера,
которые можно использовать как ориентиры для последующего выбора профессии. Возможна
также интеграция биологических знаний с соответствующими знаниями, полученными
обучающимися при изучении физики, химии, географии и математики.
Структура программы по биологии отражает системно-уровневый и эволюционный
подходы к изучению биологии. Согласно им, изучаются свойства и закономерности,
характерные для живых систем разного уровня организации, эволюции органического мира на
Земле, сохранения биологического разнообразия планеты. Так, в 10 классе изучаются основы
молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики и селекции,
биотехнологии и синтетической биологии, актуализируются знания обучающихся по ботанике,
зоологии, анатомии, физиологии человека. В 11 классе изучаются эволюционное учение, основы
экологии и учение о биосфере.
Цель изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне - овладение
обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного
ранга и приобретение умений использовать эти знания в формировании интереса к
определённой области профессиональной деятельности, связанной с биологией, или к выбору
учебного заведения для продолжения биологического образования.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне
обеспечивается решением следующих задач:
- освоение обучающимися системы биологических знаний: об основных биологических теориях,
концепциях, гипотезах, законах, закономерностях и правилах, составляющих современную

Программа - 03

10

естественно-научную картину мира; о строении, многообразии и особенностях биологических
систем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся открытиях и
современных исследованиях в биологии;
- ознакомление обучающихся с методами познания живой природы: исследовательскими
методами биологических наук (молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии
развития, генетики и селекции, биотехнологии и синтетической биологии, палеонтологии,
экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований в лаборатории
и в природе (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);
- овладение обучающимися умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать
биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и
экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по
отношению к окружающей природной среде, собственному здоровью и здоровью окружающих
людей; обосновывать и соблюдать меры профилактики инфекционных заболеваний, правила
поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в
чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные
научные открытия в области биологии;
- развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в процессе знакомства
с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологии, решаемыми ею
проблемами, методологией биологического исследования, проведения экспериментальных
исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и
процессов;
- воспитание у обучающихся ценностного отношения к живой природе в целом и к отдельным
её объектам и явлениям; формирование экологической, генетической грамотности, общей
культуры поведения в природе; интеграции естественнонаучных знаний;
- приобретение обучающимися компетентности в рациональном природопользовании
(соблюдение правил поведения в природе, охраны видов, экосистем, биосферы), сохранении
собственного здоровья и здоровья окружающих людей (соблюдения мер профилактики
заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений
в повседневной жизни;
- создание условий для осознанного выбора обучающимися индивидуальной образовательной
траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в
соответствии с индивидуальными интересами и потребностями региона.
Общее число часов, рекомендованных для изучения биологии на углубленном уровне, 204 часа: в 10 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе - 102 часа (3 часа в неделю).

История
Место истории в системе среднего общего образования определяется его познавательным
и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление
личности человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до
уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека
и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие
личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества
в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся

Программа - 03

11

целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной
России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
- углубление социализации обучающихся, формирование гражданской ответственности и
социальной культуры, соответствующей условиям современного мира;
- освоение систематических знаний об истории России и всеобщей истории XX - начала XXI вв.;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания,
согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
- формирование исторического мышления, способности рассматривать события и явления с
точки зрения их исторической обусловленности и взаимосвязи, в развитии, в системе координат
«прошлое - настоящее - будущее»;
- работа с комплексами источников исторической и социальной информации, развитие учебнопроектной деятельности; в углубленных курсах - приобретение первичного опыта
исследовательской деятельности;
- расширение аксиологических знаний и опыта оценочной деятельности (сопоставление
различных версий и оценок исторических событий и личностей, определение и выражение
собственного отношения, обоснование позиции при изучении дискуссионных проблем
прошлого и современности);
- развитие практики применения знаний и умений в социальной среде, общественной
деятельности, межкультурном общении.
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, - 136, в 10-11 классах по 2
часа в неделю при 34 учебных неделях.

Обществознание (углубленный уровень)
Программа по обществознанию на уровне среднего общего образования разработана на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в ФГОС СОО, в соответствии с концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание», а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Содержание
учебного предмета ориентируется на систему теоретических знаний, традиционные ценности
российского общества, представленные на базовом уровне, и обеспечивает преемственность по
отношению к обществоведческому курсу уровня основного общего образования путём
углублённого изучения ряда социальных процессов и явлений. Вводится ряд новых, более
сложных компонентов содержания, включающих знания, социальные навыки, нормы и
принципы поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие отношения людей во
всех областях жизни.
Сохранение интегративного характера предмета на углублённом уровне предполагает
включение в его содержание тех компонентов, которые создают целостное и достаточно полное
представление обо всех основных сторонах развития общества, о деятельности человека как
субъекта общественных отношений, а также о способах их регулирования. Каждый из
содержательных компонентов, которые представлены и на базовом уровне, раскрывается в
углублённом курсе в более широком многообразии связей и отношений. Кроме того, содержание
предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и методологией познания социума
различными социальными науками. Усилено внимание к характеристике основных социальных
институтов. В основу отбора и построения учебного содержания положен принцип
многодисциплинарности обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы
различных социальных наук.

Программа - 03

12

Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для
развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных видов
(способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и
неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых
коммуникаций.
Целями изучения учебного предмета «Обществознание» углублённого уровня являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма,
правовой культуры и правосознания, уважения к социальным нормам и моральным ценностям,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;
- развитие духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности,
правового сознания, политической культуры, экономического образа мышления,
функциональной грамотности, способности к предстоящему самоопределению в различных
областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
- освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение основ базовых для предмета
социальных наук, изучающих особенности и противоречия современного общества, его
социокультурное многообразие, единство социальных сфер и институтов, человека как субъекта
социальных отношений, многообразие видов деятельности людей и регулирование
общественных отношений;
- развитие комплекса умений, направленных на синтезирование информации из разных
источников (в том числе неадаптированных, цифровых и традиционных) для решения
образовательных задач и взаимодействия с социальной средой, выполнения типичных
социальных ролей, выбора стратегий поведения в конкретных ситуациях осуществления
коммуникации, достижения личных финансовых целей, взаимодействия с государственными
органами, финансовыми организациями;
- овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения с использованием инструментов (способов)
социального познания, ценностных ориентиров, элементов научной методологии;
- обогащение опыта применения полученных знаний и умений в различных областях
общественной жизни и в сферах межличностных отношений, создание условий для освоения
способов успешного взаимодействия с политическими, правовыми, финансово-экономическими
и другими социальными институтами и решения значимых для личности задач, реализации
личностного потенциала;
- расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни общества, профессионального выбора,
поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего образования, в
том числе по направлениям социально-гуманитарной подготовки.
Общее число часов, рекомендованных для изучения 272 часа - часов: в 10 классе - 136
часов (4 часа в неделю), в 11 классе - 136 часов (4 часа в неделю).

Физическая культура
Программа по физической культуре на уровне среднего общего образования разработана
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования, представленных в ФГОС СОО, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.

Программа - 03

13

Общей целью общего образования по физической культуре является формирование
разносторонней, физически развитой личности, способной активно использовать ценности
физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В программе по
физической культуре для 10-11 классов данная цель конкретизируется и связывается с
формированием потребности учащихся в здоровом образе жизни, дальнейшем накоплении
практического опыта по использованию современных систем физической культуры в
соответствии с личными интересами и индивидуальными показателями здоровья,
особенностями предстоящей учебной и трудовой деятельности. Данная цель реализуется в
программе по физической культуре по трём основным направлениям.
Развивающая направленность определяется вектором развития физических качеств и
функциональных возможностей организма занимающихся, повышением его надёжности,
защитных и адаптивных свойств. Предполагаемым результатом данной направленности
становится достижение обучающимися оптимального уровня физической подготовленности и
работоспособности, готовности к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к
труду и обороне».
Обучающая направленность представляется закреплением основ организации и
планирования самостоятельных занятий оздоровительной, спортивно - достиженческой и
прикладно - ориентированной физической культурой, обогащением двигательного опыта за счёт
индивидуализации
содержания физических упражнений разной функциональной
направленности, совершенствования технико-тактических действий в игровых видах спорта.

Результатом этого направления предстают умения в планировании содержания
активного отдыха и досуга в структурной организации здорового образа жизни, навыки
в проведении самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, умения
контролировать состояние здоровья, физическое развитие и физическую
подготовленность.
Воспитывающая направленность программы заключается в содействии активной
социализации обучающихся на основе формирования научных представлений о социальной
сущности физической культуры, её месте и роли в жизнедеятельности современного человека,
воспитании социально значимых и личностных качеств. В числе предполагаемых практических
результатов данной направленности можно выделить приобщение учащихся к культурным
ценностям физической культуры, приобретение способов общения и коллективного
взаимодействия во время совместной учебной, игровой и соревновательной деятельности,
стремление к физическому совершенствованию и укреплению здоровья.
Общее число часов, рекомендованных для изучения физической культуры, - 204 часа: в
10 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе - 102 часа (3 часа в неделю).

Программа - 03

14

Программа - 03


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».