2 Оглавление 1. 2. 3. 4. 5. 6. Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержательная часть программы Методическое обеспечение программы Список литературы Приложение 1. Календарно-тематический план 2. Оценочные материалы стр 3 стр 8 стр 8 стр 9 стр 10 стр 11 стр 12 3 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время возникает острая необходимость в воспитании и развитии экологической культуры у ребёнка, необходимо развивать позитивное восприятие окружающей среды. Чем раньше ребенок познакомится с природой родного края, его животным и растительным миром, тем скорее в нем пробудится любовь и желание беречь природу и окружающий мир. Дополнительная общеразвивающая программа «Мир природы» знакомит детей младшего школьного возраста с окружающей средой. В настоящее время, в связи с развитием промышленного производства и хищническим отношением к природе и экологии нашей России, возникает потребность в воспитании у детей любви к природе и бережного отношения к ней. В этом актуальность данной программы. В процессе изучения сезонных явлений природа, растительного и животного мира у детей возникает понимание окружающего мира, что в дальнейшем поможет им в обучении предметов школьного цикла по данному направлению (география, природоведение и др.) В этом заключается педагогическая целесообразность данной общеразвивающей программы. Отличие данной программы от уже существующих состоит в комплексном подходе решения задач обучения, воспитания и развития экологического образования школьников начальных классов. Курс носит ознакомительный характер и предполагает при незначительном количестве практических занятий большой объём занятий с использованием ТСО, инновационных технологий. Направлена на развитие творческой личности, нравственного воспитания, любознательности и наблюдательности. Программа предусматривает межпредметные связи с литературным чтением, историей. Дополнительная общеразвивающая программа «Мир природы» относится к естественнонаучной направленности. Дополнительная общеразвивающая программа «Мир природы» разработана на основе: Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2022 года №678р), Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», 4 Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», Письма Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 1 апреля 2015 года № 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности», Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28, Устава МУДО «Станция юных натуралистов» города Выборга, Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации. Программа разработана для обучающихся 7-10 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Форма обучения – очная. Обучение ведется на русском языке. Уровень программы - стандартный. Цель программы: Заинтересовать обучающихся начальной школы проблемами современной экологии и дать навыки поиска решения поставленных экологических задач. Задачи: Обучающие включение в познавательную деятельность научить понимать красоту окружающего мира через непосредственное соприкосновение с природой дать прочные знания, дополнительно к тем, которые получают на уроках окружающего мира научить самостоятельно ставить проблему и искать пути её решения обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований. формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска. Формировать развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников. Воспитательные формирование общественной активности личности формирование гражданской позиции формирование культуры общения и поведения в социуме формирование навыков здорового образа жизни воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать Сроки реализации программы . Режим занятий 5 Программа рассчитана на 72 часа, 2 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю по часу. Формы проведения занятий: беседа экскурсия практическая работа рассказ викторины праздники занятие-игра сказка репетиция конкурс поход Ожидаемые результаты и способы их проверки Предметные: Знание дополнительных сведений об окружающем мире Проявление интереса к объектам природы. Проявление эстетических чувств. Эмоциональная реакция на явления окружающего мира. Умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, справочниками. Уметь различать растения лугов, болот, водоёмов, лесов. Знание основных грибов, уметь их различать. Знание вечнозеленых растений, хвойных растений. Знание «Красной книги» Знать особенности домашних животных и специфику ухода за ними. Уметь различать растения лугов, болот, водоёмов, лесов. Уметь проделывать опыты. Уметь сделать небольшое сообщение. Метапредметные: Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения; классификации объектов; построение логической цепи рассуждений; умение структурировать знания; смысловое чтение, извлечение информации; определение основной и второстепенной информации. построение логической цепи рассуждений; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме смысловое чтение, извлечение информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем. Регулятивные УУД: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; понимание и принятие обучающимися учебной задачи, поставленной педагогом; 6 основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с педагогом. способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с педагогом; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; самостоятельное выполнение или в сотрудничестве; различение способа и результата действий; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль. умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль); адекватность самооценки; Коммуникативные УУД: понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение договариваться, находить общее решение. умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Личностные УУД: Внутренняя позиция обучающегося (положительное отношение к занятиям ; чувство необходимости обучения); Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли обучающегося; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего обучающегося; осознание своих возможностей в усвоении на основе сравнения «Я» и «хороший обучающийся»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в обучении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием); Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений;) Формы подведения итогов реализации программы Большую роль в закреплении пройденного материала играют применённые на занятиях дидактические игры, совместное и индивидуальное составление и решение кроссвордов по пройденным темам, ролевые игры. Экскурсии. Праздники. В каждой группе в течение каждого года проводится конкурс на самого активного юнната. На каждом занятии оценивается уровень участия ребёнка в работе объединения. Форма предъявления Форма контроля Инструмент для оценки 7 результата Познавательные процессы Общественный смотр достижений Исследовательские Папка исследователя умения Коллективное творчество Самостоятельная исследовательская практика Наблюдения, опыты и эксперименты Тесты Наличие материала по исследованию. Мониторинг исследовательских умений. Педагогическое наблюдение Конференция Коллективная творческая работа Публичная презентация результатов проведенного исследования Отчет о Педагогическое проведении опыта наблюдение Протокол эксперимента Психологические тесты Критерии написания исследования Карта наблюдений Критерии публичного выступления Карта наблюдений Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе контрольно-измерительного материала Условия реализации программы: 1.Материально-техническое обеспечение Кабинет светлый, просторный. Иллюстративный материал Карточки Настольные игры Видеокассеты, диски, Презентации Микроскопы (берём в кабинете биологии) 2.Информационное обеспечение Телевизор Компьютер Мультимедийная доска Интернет 3.Кадровое обеспечение – педагог доп. образования ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Для успешного выполнения задач, поставленных в дополнительной общеразвивающей программе «Мир природы» используются следующие методы организации учебновоспитательного процесса: 1.СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ: а) Учебная лекция - является словесным методом обучения, предлагает устное изложение учебного материала. 8 б) Беседа-главный метод, предлагает разговор педагога с обучающимися, организуемый с помощью продуманной системы вопросов. В ходе применения метода «беседа» используются приёмы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих), приёмы обсуждения ответов и мнений детей, приёмы формирования выводов из беседы. 2.НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ: а) Иллюстративный метод (показ репродукции картин, книг, зарисовок на доске) б) Метод демонстрации (показ фильмов, презентаций, слайдов, растений) 3.ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ а)Уход за комнатными растениями б) Проведения опытов 4.ПРОБЛЕМНО- ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ Применяются на практике с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения. Одним из методов проблемного обучения является проблемно-поисковая беседа. (Создаётся ситуация, а обучающиеся решают её в ходе беседы). Участие детей в коллективном поиске ответа на поставленную задачу. 5.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы. Умение провести исследование, рассказать о нём, заинтересовать других. П. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № пп 1 2 3 4 5 6 Содержание программы Всего часов теория практика 11 11 10 10 24 6 72 6 6 6 7 16 3 44 5 5 4 3 8 3 28 Рыбы Насекомые и пауки Бабочки Не птицы, а летают Сумчатые животные Быль или легенда? Итого Из них Формы проведения промежуточной аттестации Комплексная работа (тест +выполнение практических заданий) КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Продолжительность учебного года 36 недель Набор и формирование групп 30.08.2023г — 04.09.2023г Начало занятий 04.09.2023г Окончание занятий 27.05.2024г Каникулы: Зимние 30.12.2023г — 08.01.2024г 9 Летние Продолжительность занятия 27.05.2024г — 31.08.2024г Одно занятие- 45 минут Деятельность детей группа (8-9 лет) Аудиторные занятия 2 раза в неделю, по 45 минут Внеаудиторные занятия Согласно календарно — тематическому планированию Ш.СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ Рыбы Морской конёк. Рыба - лучик. Летучая рыба. Рыбы, которые нуждаются в свете. Акулы. Сообщения-презентации о морском коньке, о рыбе - лучик, о летучей рыбе, об акулах. Насекомые и пауки. Богомол. Зачем жуку-носорогу рога? Стрекозы. Пауки. Моли. Энтомологическая викторина «Мир под ногами». Сообщения-презентации о насекомых и пауках Бабочки Большой павлиний глаз. Ленточница. Адмирал. Ядовитые бабочки. Исследовательские работы Не птицы, а летают Крыланы Вампиры. Свиноносые летучие мыши. Рыбоядные летучие мыши. Обыкновенные летучие мыши. Бульдоговые летучие. Подковоносы. Сумчатые животные Опоссумы. Сумчатый дьявол. Сумчатый волк. Намбат. Сумчатый крот. Поссумы. Вомбат Бандикут. Быль или легенда? Морские коровы. Ламантин. Дюгонь. 1У. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. № Раздел 1 Рыбы 2 Насекомые и пауки Формы занятий Групповое занятие Методы Групповое занятие Наглядные Объяснительноиллюстративные Репродуктивные Частичнопоисковые Словесные Наглядные Объяснительноиллюстративные Репродуктивные Частичнопоисковые Дидактический материал Фото, рисунки, видеопрезентации мультимедиа, ПК, фильмы Формы текущего контроля Беседа, карточки, работа в группах, презентация Итоговая беседа Фото, рисунки, видеопрезентации мультимедиа, ПК, фильмы Игра «Лото» Игра « Третий лишний» Презентации Проект 10 3 Бабочки Групповое занятие Наглядные Объяснительноиллюстративные Репродуктивные Частичнопоисковые Фото, рисунки, Поисковая беседа видеопрезентации Сообщения мультимедиа, ПК, Презентация фильмы 4 Не птицы, а летают Групповое занятие Фото, рисунки, Сообщения видеопрезентации Презентация ПК, Проект фильмы мультимедиа, 5 Сумчатые животные Групповое занятие Наглядные Объяснительноиллюстративные Репродуктивные Частичнопоисковые Словесные Наглядные Объяснительноиллюстративные Репродуктивные Частичнопоисковые Фото, рисунки, видеопрезентации мультимедиа, ПК, фильмы Сообщения Презентация, работа в группах, Проект 6 Быль или легенда? Групповое занятие Словесные Наглядные Объяснительноиллюстративные Репродуктивные Частичнопоисковые Фото, рисунки, видеопрезентации мультимедиа, ПК, фильмы Сообщения Презентация, работа в группах, Проект У. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Н.Осипов. Занимательная биологическая энциклопедия. Москва. 2016 г. С. П. Алексеев. Энциклопедия «Что такое. Кто такой.» 3тома Москва. 2016г. Ж. Делярош. Атлас растений. Атлас животных. Смоленск 2015г. В. В. Петров. Растительный мир нашей Родины. С-Петербург 2014г. П . Надеждина. Твоё и наше. Москва. 2016г. Н. Б. Коростелёв. Береги воду. Москва. 2016г. 7.Тайны живой природы. С-Петербург 2016г. Т. Ю. Целоусова . В помощь учителю. Разработки по курсу «Окружающий мир» С-Петербург 2017г. О.В. Казакова. В помощь учителю. Разработки по курсу «Окружающий мир» СПетербург 2017г. В. Танасийчук. Подземные дворцы. Москва. 2016г В. Танасийчук. У подножия солнца Волгоград 2017г В. Дацкевич. Чудо-остров. Москва. 2017г П. Дитрих, Г. Юрмин. Почемучка. Москва. А 2015г Животные. Всемирная энциклопедия С-Петербург 2016г. А. Брем. Жизнь животных. Москва. 2015г. 11 Интернет – ресурсы для реализации программы Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml Жизнь в пресной воде (школьный путеводитель) Москва.2017 Литература для детей: 1. А. Мертини. Тропический лес. Москва. 2017г. 2. Животные - бойцы. Москва. 2016г. 3. Что ты знаешь о животных. Атлас Москва. 2016г. 4. Что ты знаешь о птицах. Атлас Москва. 2016г. 5. Что ты знаешь о рыбах. Атлас Москва. 2016г. 6. Мы идём в лес. Атлас С-Петербург 2015г. 7. Ю. Дмитриев. Кто в лесу живёт и что в лесу живёт, Волгоград.,2016г. 8. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Мир животных. С-Петербург 2016г. 9. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Мир растений. С-Петербург 2017г. 10. Энциклопедия «Что такое. Кто такой» 3тома С-Петербург 2016г. 11. Ж. Делярош. Атлас растений. Атлас животных С-Петербург 2016г. 12. А. Дитрих. Г. Юрмин Почемучка Москва. 2016г Приложение 1 Календарно-тематический план на 2023-2024 учебный год № 1 2 Тема (ОБЩАЯ) Рыбы(11) Насекомые и пауки (11) Тема Морской конёк ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Сообщения о морском коньке Рыба - лучик Сообщения-презентации о морском коньке, о рыбе- лучик Летучая рыба Сообщения-презентации о летучей рыбе Рыбы, которые нуждаются в свете Сообщения-презентации о рыбах, которые нуждаются в свете Акулы Сообщения - презентации об акулах Богомол Зачем жуку-носорогу рога? Сообщения-презентации о жуках Стрекозы Сообщения-презентации о стрекозах Пауки Сообщения-презентации о пауках Количеств ДАТА о часов 1ч. Сентябрь 1ч Сентябрь 1ч 1ч. Сентябрь Сентябрь 1ч. 1ч. 1ч 1ч Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь 2ч 1ч 1ч. 1ч. 2ч. 1ч 1ч. 1ч. 1ч. Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь 12 3 Бабочки (10) 4 Не птицы, а летают (10ч) 5 6 Сумчатые животные (24ч) Быль или легенда? (6ч) Моли Энтомологическая викторина «Мир под ногами» Праздник-сказка «Весёлые превращения» Большой павлиний глаз Ленточница Адмирал Сообщения-презентации о бабочках Ядовитые бабочки Исследовательская работа «Летающие цветы» Крыланы Вампиры Сообщения-презентации о крыланах и вампирах Свиноносые летучие мыши Рыбоядные летучие мыши Обыкновенные летучие мыши Сообщения-презентации о летучих мышах Бульдоговые летучие мыши Подковоносы Опоссумы Сообщения-презентации об опоссумах Сумчатый дьявол Сообщения-презентации о сумчатом дьяволе Сумчатый волк Сообщения-презентации о сумчатом волке Намбат Сообщения-презентации о намбате Сумчатый крот Сообщения-презентации о сумчатом кроте Поссумы Сообщения-презентации о поссумах Вомбат Сообщения-презентации овомбате Бандикут Сообщения-презентации о бандикуте Морские коровы Сообщения-презентации о морских коровах Ламантин Дюгонь Сообщения-презентации о ломантине, 1ч. 1ч. Ноябрь Ноябрь 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 2ч. Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь 1ч. 1ч. 1ч. Декабрь Декабрь Январь 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч 2ч. 1ч Январь Январь Январь Январь Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль 2ч. 1ч Март Март 2ч. 1ч 2ч. 1ч 2ч. 1ч 2ч. 1ч 2ч. 1ч 1ч 1ч Март Март Март Март Март, апрель 1ч 1ч. 1ч Май Май Май Апрель Апрель Апрель Апрель Апрель Май Май 13 дюгане Презентация – доклад «Быль или легенда?» 1ч. Май Приложение 2 Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации 1.Какое из указанных животных относится к рыбам? 1. дельфин; 2. бегемот; 3. карп. 2.Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба? 1. личинка; 2. малёк; 3. головастик. 3.Какое слово пропущено: яйцо – личинка - … - бабочка? 1. куколка; 2. птенец; 3. икринка. 4.Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки? 1. у всех насекомых бывает куколки; 2. у кузнечиков нет стадии куколки; 3. из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями. 5.В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены? 1. весной; 2. осенью; 3. зимой. 6.Подчеркни то, что составляет окружающую среду для бабочки: Воздух, цапля, солнце, почва, кенгуру, лесная мышь, рыбы, цветы, чайка, дятел., вода. 7.От чего загрязняется вода в реках и озёрах? 1. от использования воды в быту; 2. от использования воды в производстве; 3. от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм. 8.Что такое заповедники? 1. заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной; 14 2. заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира; 3. заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых. 9. Какие бабочки относятся к ядовитым? ______________________________________________________________ 10. Как называется наука о животных? 1. ботаника; 2. зоология; 3. астрономия. Практическая часть Исследовательская работа «Летающие цветы» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Умение выдвигать гипотезу Умение пользоваться дополнительной литературой (интернет источники) Умение составлять план работы Умение делать выводы Наблюдение за процессом. Проводить экспериментальные исследования Умение оформлять работу Умение представить (защитить) работу Проект «Морские коровы»