Основная образовательная программа начального общего образования

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «30» 08. 2024г.

Утверждено приказом по школе
№ 199 от «30» _08_ 2024г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа
№8 г. Выборга"

Выборг
2024
1

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.1.1.
2.1.2.
2.1.3.
2.1.4.
2.1.5.
2.1.6.
2.1.7.
2.1.8.
2.1.9.
2.1.10.
2.1.11
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися ОП НОО
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ОП НОО
Содержательный раздел
Рабочие программы учебных предметов
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Математика
Английский язык
Основы религиозных культур и светской этики
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (Технология)
Физическая культура
Читательская грамотность
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
Рабочая программа воспитания
Организационный раздел
Учебный план
План внеурочной деятельности
Календарный учебный график
Календарный план воспитательной работы
Требования к условиям реализации ОП НОО

2

3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
6
6
7
7
7
8

1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
ОП НОО является основным документом, определяющим содержание общего
образования, а также регламентирующим образовательную деятельность муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 г.
Выборга» (далее – учреждение) в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете
установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса.
Нормативной основой для формирования Образовательной программы учреждения
являются следующие документы:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.05.2021 № 286);
• Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
• Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего
образования»;
• Федеральная образовательная программа начального общего образования, утвержденная
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 372;
• Федеральная программа воспитания, одобренная решением федерального учебно методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 года N 3/22).
Содержание данного подраздела определено Федеральной образовательной
программой начального общего образования, утвержденная приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 372.
1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися ОП НОО
Содержание данного подраздела определено Федеральной образовательной программой
начального общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 N 372.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ОП НОО
Содержание данного подраздела определено Федеральной образовательной программой
начального общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 N 372, а также Положением об оценивании
результатов освоения обучающимися образовательных программ МБОУ «СОШ № 8 г.
Выборга».
3

2. Содержательный раздел
2.1. Рабочие программы учебных предметов
2.1.1. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Содержание данной рабочей программы определено Федеральной образовательной
программой начального общего образования, утвержденная приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 372.
2.1.2. Рабочая программа по учебному предмету
«Литературное чтение»
Содержание данной рабочей программы определено Федеральной образовательной
программой начального общего образования, утвержденная приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 372.
2.1.3. Рабочая программа по учебному предмету
«Окружающий мир»
Содержание данной рабочей программы определено Федеральной образовательной
программой начального общего образования, утвержденная приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 372.
2.1.4. Рабочая программа по учебному предмету
«Математика»
Содержание данной рабочей программы определено Федеральной образовательной
программой начального общего образования, утвержденная приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 372.
2.1.5. Рабочая программа по учебному предмету
«Иностранный (английский) язык»
Содержание данной рабочей программы отражено в Приложении 1.
2.1.6. Рабочая программа по учебному предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
Содержание данной рабочей программы определено Федеральной образовательной
программой начального общего образования, утвержденная приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 372.
2.1.7. Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
Содержание данной рабочей программы определено Федеральной образовательной
программой начального общего образования, утвержденная приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 372.

4

2.1.8. Рабочая программа по учебному предмету
«Музыка»
Содержание данной рабочей программы определено Федеральной образовательной
программой начального общего образования, утвержденная приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 372.
2.1.9. Рабочая программа по учебному предмету
«Труд (Технология)»
Содержание данной рабочей программы определено Федеральной образовательной
программой начального общего образования, утвержденная приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 372.
2.1.10. Рабочая программа по учебному предмету
«Физическая культура»
Содержание данной рабочей программы отражено в Приложении 1.
2.1.11. Рабочая программа по учебному предмету
«Читательская грамотность»
Содержание данной рабочей программы отражено в Приложении 1.
2.2.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
Содержание данного подраздела определено Федеральной образовательной программой
начального общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 N 372.
2.3.Рабочая программа воспитания
Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания
для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Программа воспитания:
- предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в
учреждении;
- разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления учреждения,
в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей);
- реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с
семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами
воспитания;
- предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и
ценностей;
- предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
Рабочая программа воспитания – Приложение 2.
5

3. Организационный раздел
3.1.Учебный план
Учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя)

Предметные
области

Учебные
предметы/к
лассы

Формы проведения
промежуточной
аттестации (по годам)
начиная со 2-го класса

Количество часов в неделю
I

Всего

II

III

IV

Сентя Ноябр Январ
брььь-май
октябр декабр
ь
ь

Контро Творч Спор
льная
еская тивн
работа, работа ые
тестиро
норм
вание
атив
ы

Обязательная часть
Русский язык
и
литературное
чтение

Русский
язык

5

5

5

5

5

5

20

Литературн
ое чтение

4

4

4

4

4

4

16

Иностранны
Иностранный й
язык
(английский
) язык

-

-

-

2

2

2

6

Математика и
Математика
информатика

3

4

4

4

4

4

16

Обществозна
ние и
естествознан Окружающ
ие
ий мир
(Окружающи
й мир)

2,3,4
2,3,4
2,3,4

2,3,4
2,3,4

1

2

2

2

2

2

8

Основы
религиозных
культур и
светской
этики

Основы
религиозны
х культур и
светской
этики

-

-

-

-

-

1

1

Искусство

Изобразител
ьное
искусство

0,25

1

1

1

1

1

4

Музыка

0,5

1

1

1

1

1

4

2,3,4

Труд

0,25

1

1

1

1

1

4

2,3,4

Технология

4

2,3,4

6

(Технология
)
Физическая
культура

Физическая
культура

Итого:

1

1

2

2

2

2

8

15

19

20

22

22

23

87

2,3,4

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Функциональ Читательска
ная
я
грамотность грамотность
Максимальная недельная
нагрузка

-

1

1

1

1

0

3

15

20

21

23

23

23

90

Учебные недели

33

34

34

34

135

Всего часов

693

782

782

782

3039

При проведении занятий по английскому языку осуществляется деление классов на две
группы.
Режим работы - 5-дневная учебная неделя.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе - 35 минут (сентябрь - декабрь), 40 минут (январь - май); в классах, в которых
обучаются обучающиеся с ОВЗ - 40 минут;
в 2 - 4 классах - 40 минут.
При реализации данного варианта федерального учебного плана количество часов на
физическую культуру составляет 2, третий час реализовывается за счет часов внеурочной
деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьных
спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта.
Учебный план на текущий учебный год – Приложение 3.
3.2. План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования
с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей учреждения.
План внеурочной деятельности – Приложение 4.
3.3.Календарный учебный график
Содержание данного подраздела определено Федеральной образовательной программой
начального общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 N 372 и отражено в Приложении 5.
3.4. Календарный план воспитательной работы
Содержание данного подраздела определено Федеральной образовательной программой
начального общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 N 372, а также в Приложении 6.
7

4. Требования к условиям реализации ОП НОО
Система условий реализации программы начального общего образования, созданная в
учреждении, направлена на:
- достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального
общего образования;
- развитие личности, её способностей, удовлетворение образовательных потребностей и
интересов, самореализацию обучающихся, в том числе одарённых, через организацию
урочной и внеурочной деятельности, социальных практик, включая общественно полезную
деятельность, профессиональные пробы, практическую подготовку, использование
возможностей организаций дополнительного образования и социальных партнёров;
- формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные
задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных,
метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение
ключевыми навыками, составляющими основу дальнейшего успешного образования и
ориентацию в мире профессий;
- формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся, основ их
гражданственности, российской гражданской идентичности;
- индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации
индивидуальных учебных планов, обеспечения эффективной самостоятельной работы
обучающихся при поддержке педагогических работников;
- участие обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и педагогических работников в проектировании и развитии программы
начального общего образования и условий её реализации, учитывающих особенности
развития и возможности обучающихся;
- включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды (класса, школы),
формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации
социальных проектов и программ при поддержке педагогических работников;
- формирование у обучающихся первичного опыта самостоятельной образовательной,
общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и
творческой деятельности;
- формирование у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
- использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий,
направленных в том числе на воспитание обучающихся и развитие различных форм
наставничества;
- обновление содержания программы начального общего образования, методик и технологий
её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с
учётом национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации;
- эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических
и
руководящих
работников
организации,
повышения
их
профессиональной,
коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
- эффективное управление организацией с использованием ИКТ, современных механизмов
финансирования реализации программ начального общего образования.
При реализации настоящей образовательной программы начального общего
образования в рамках сетевого взаимодействия используются ресурсы иных организаций,
направленные на обеспечение качества условий реализации образовательной деятельности.
Информация об организациях, предоставляющих ресурсы для реализации настоящей
образовательной программы:
№
Наименование организации
Ресурсы, используемые при реализации
п/п (юридического лица), участвующего
основной образовательной программы
в реализации сетевой
8

1.
2.
3.

образовательной программы
МУДО
«Станция
юных Кадровые
ресурсы,
материальнонатуралистов»
технические, информационные
МБОУДО «Дворец творчества»
Кадровые
ресурсы,
материальнотехнические, информационные
МБУ
«Центр
диагностики
и Кадровые
ресурсы,
материальноконсультирования»
технические, информационные

Кадровые условия реализации образовательной программы
Перечень специалистов начального образования, обеспечивающих реализацию ФГОС НОО
Специал
Функции
Количество
исты
специалистов
Учитель Организация условий для успешного продвижения
По количеству
ребенка в рамках образовательного процесса
классов на уровне –
15 чел.
Педагог- Помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для
2
психолог развития ребенка в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями
Воспита Обеспечивают реализацию
внеурочной деятельности
4
тель
ООП НОО
Социаль Обеспечивает сопровождение учащихся социально1
ный
незащищенных категорий и их семей
педагог
Педагог- Обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к
1
библиот информации,
участвует
в
процессе
воспитания
екарь
культурного и гражданского самосознания, содействует
формированию
информационной
компетентности
учащихся путем обучения поиску, анализу, оценке и
обработке информации
Учитель- Осуществляет обследование обучающихся, определяет
2
логопед структуру и степень выраженности имеющегося у них
нарушения
развития.
Проводит
групповые
и
индивидуальные занятия по исправлению недостатков в
развитии, восстановлению нарушенных функций.
Учитель- Осуществляет работу, направленную на максимальную
2
дефекто коррекцию недостатков в развитии у обучающихся с
лог
нарушениями в развитии.
Админис Обеспечивает для специалистов ОУ условия для
5
тративн эффективной работы, осуществляет контроль и текущую
ый
организационную работу
персонал
Информация об уровне квалификации педагогических и иных работников, участвующих в
реализации настоящей основной образовательной программы и создании условий для её
разработки и реализации:
Категория
Подтверждение
уровня Подтверждение уровня квалификации
работников
квалификации документами результатами аттестации
об
образовании На соответствие Квалификационная
(профессиональной
занимаемой
категория (%)
переподготовке) %
должности (%)
Педагогические 100%
20
80
9

работники
Руководящие
работники
Иные
работники

100%
100%

Непрерывность профессионального развития педагогических и иных работников
учреждения, участвующих в разработке и реализации основной образовательной программы
начального общего образования, характеризуется долей работников, повышающих
квалификацию не реже 1 раза в 3 года.
Одним из важнейших механизмов обеспечения необходимого квалификационного
уровня педагогических работников, участвующих в разработке и реализации основной
образовательной программы начального общего образования, является система методической
работы, обеспечивающая сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации
требований ФГОС начального общего образования.
Актуальные вопросы реализации программы начального общего образования
рассматриваются методическими объединениями, действующими в учреждении, а также
методическими и учебно-методическими объединениями в сфере общего образования,
действующими на муниципальном и региональном уровнях.
Педагогическими работниками учреждения системно разрабатываются методические
темы, отражающие их непрерывное профессиональное развитие.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной
программы начального общего образования
Психолого-педагогические условия, созданные в учреждении, обеспечивают
исполнение требований ФГОС НОО к реализации основной образовательной программы
начального общего образования, в частности:
1) обеспечивают преемственность содержания и форм организации образовательной
деятельности при реализации образовательных программ начального, основного и среднего
общего образования;
2) способствуют социально-психологической адаптации обучающихся к условиям
образовательной организации с учётом специфики их возрастного психофизиологического
развития, включая особенности адаптации к социальной среде;
3) способствуют формированию и развитию психолого-педагогической компетентности
работников образовательной организации и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
4) обеспечивают профилактику формирования у обучающихся девиантных форм поведения,
агрессии и повышенной тревожности.
В учреждении психолого-педагогическое сопровождение реализации программы
начального общего образования осуществляется квалифицированными специалистами:
- педагогом-психологом;
- учителем-логопедом;
- учителем-дефектологом;
- социальным педагогом.
В процессе реализации основной образовательной программы начального общего
образования учреждением обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение
участников образовательных отношений посредством системной деятельности и отдельных
мероприятий, обеспечивающих:
—формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех участников
образовательных отношений;
—сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья
обучающихся;
—поддержка и сопровождение детско-родительских отношений;
—формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
—дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с учётом особенностей
когнитивного и эмоционального развития обучающихся;
—мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление, поддержка и
сопровождение одарённых детей;
—создание условий для последующего профессионального самоопределения;
—формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
10

—поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
—формирование психологической культуры поведения в информационной среде;
—развитие психологической культуры в области использования ИКТ.
В процессе реализации основной образовательной программы осуществляется
индивидуальное
психолого-педагогическое
сопровождение
всех
участников
образовательных отношений, в том числе:
- обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы начального общего
образования, развитии и социальной адаптации;
- обучающихся, проявляющих индивидуальные способности, и одарённых;
- обучающихся с ОВЗ;
- педагогических, учебно-вспомогательных и иных работников учреждения, обеспечивающих
реализацию программы начального общего образования;
- родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Психолого-педагогическая поддержка участников образовательных отношений
реализуется диверсифицировано, на уровне учреждения, классов, групп, а также на
индивидуальном уровне.
В процессе реализации основной образовательной программы используются такие
формы психолого-педагогического сопровождения, как:
- диагностика, направленная на определение особенностей статуса обучающегося, которая
может проводиться на этапе перехода обучающегося на следующий уровень образования и
в конце каждого учебного года;
- консультирование педагогов и родителей (законных представителей), которое
осуществляется педагогическим работником и психологом с учётом результатов
диагностики, а также администрацией учреждения;
- профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа,
осуществляемая в течение всего учебного времени.
Финансово-экономические условия реализации образовательной программы
начального общего образования
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы начального общего
образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих
государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного начального
общего образования. Объём действующих расходных обязательств отражается в
муниципальном задании учреждения.
Муниципальное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или)
объём (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок её оказания
(выполнения).
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы начального общего
образования учреждения осуществляется исходя из расходных обязательств на основе
муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного начального общего образования в учреждении
осуществляется в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
При этом формирование и утверждение нормативов финансирования муниципальной
услуги по реализации программ начального общего образования осуществляются в
соответствии с общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание
муниципальных услуг в сфере начального общего образования, применяемых при расчёте
объёма субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на
оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным учреждением. Норматив
затрат на реализацию образовательной программы начального общего образования —
гарантированный минимально допустимый объём финансовых средств в год в расчёте на
одного обучающегося, необходимый для реализации образовательной программы начального
общего образования, включая:
- расходы на оплату труда работников, участвующих в разработке и реализации
образовательной программы начального общего образования;
- расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения;
11

- прочие расходы (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных
услуг, осуществляемых из местных бюджетов).
Нормативные затраты на оказание муниципальной услуги в сфере образования
определяются по каждому виду и направленности образовательных программ с учётом
форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации
образовательных программ, образовательных технологий, обеспечения дополнительного
профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных
условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учётом иных
предусмотренных законодательством особенностей организации и осуществления
образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением
образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными
стандартами, в расчёте на одного обучающегося, если иное не установлено законодательством
РФ или субъекта РФ.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счёт средств местных
бюджетов финансовое обеспечение предоставления начального общего образования
муниципальными общеобразовательными организациями в части расходов на оплату труда
работников, реализующих образовательную программу начального общего образования,
расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек
сверх норматива финансового обеспечения, определённого субъектом Российской Федерации.
Учреждение самостоятельно принимает решение в части направления и расходования средств
муниципального задания. И самостоятельно определяет долю средств, направляемых на
оплату труда и иные нужды, необходимые для выполнения государственного задания,
придерживаясь при этом принципа соответствия структуры направления и расходования
бюджетных средств структуре норматива затрат на реализацию образовательной программы
начального общего образования (заработная плата с начислениями, прочие текущие расходы
на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с учебной деятельностью
общеобразовательных организаций).
Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг включают в себя затраты на
оплату труда педагогических работников с учётом обеспечения уровня средней заработной
платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую)
работу и другую работу, определяемого в соответствии с Указами Президента Российской
Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных
общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти
субъектов Российской Федерации в нормативы финансового обеспечения, не могут быть
ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте
Российской Федерации, на территории которого расположены общеобразовательные
организации.
В связи с требованиями ФГОС НОО при расчёте регионального норматива
учитываются затраты рабочего времени педагогических работников образовательных
организаций на урочную и внеурочную деятельность.
Формирование фонда оплаты труда учреждения осуществляется в пределах объёма
средств Учреждения на текущий финансовый год, установленного в соответствии с
нормативами финансового обеспечения, определёнными органами государственной власти
субъекта Российской Федерации, количеством обучающихся, соответствующими
поправочными коэффициентами (при их наличии) и локальным нормативным актом
образовательной организации, устанавливающим положение об оплате труда работников
учреждения.
Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются
локальными нормативными актами учреждения. В локальных нормативных актах о
стимулирующих выплатах определены критерии и показатели результативности и качества
деятельности учреждения и достигнутых результатов, разработанные в соответствии с
требованиями ФГОС к результатам освоения образовательной программы начального
12

общего образования. В них включаются: динамика учебных достижений обучающихся,
активность их участия во внеурочной деятельности; использование педагогическими
работниками современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих;
участие в методической работе, распространение передового педагогического опыта;
повышение уровня профессионального мастерства и др.
Учреждение самостоятельно определяет:
- соотношение базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда;
- соотношение фонда оплаты труда педагогического, административного, учебновспомогательного и иного персонала;
- соотношение общей и специальной частей внутри базовой части фонда оплаты труда;
- порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с
региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.
В распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учитывается мнение
коллегиальных органов управления учреждением, выборного органа первичной профсоюзной
организации.
При реализации основной образовательной программы с привлечением ресурсов иных
организаций, на условиях сетевого взаимодействия учреждение разрабатывает финансовый
механизм взаимодействия между образовательной организацией и организациями
дополнительного образования детей, а также другими социальными партнерами,
организующими внеурочную деятельность обучающихся, и отражает его в своих локальных
нормативных актах.
Взаимодействие осуществляется:
- на основе соглашений и договоров о сетевой форме реализации образовательных программ
на проведение занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям
внеурочной деятельности на базе образовательной организации (организации
дополнительного образования, клуба, спортивного комплекса и др.);
- за счёт выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают
реализацию для обучающихся Учреждения широкого спектра программ внеурочной
деятельности.
Расчёт нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы начального общего образования соответствует нормативным
затратам, определённым Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22
сентября 2021 г. № 662 «Об утверждении общих требований к определению нормативных
затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального
образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного
профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее
профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчёте
объёма субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного
(муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг
(выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 15 ноября 2021 г., регистрационный №
65811).
Финансовое обеспечение оказания государственных услуг осуществляется в пределах
бюджетных ассигнований, предусмотренных учреждением на очередной финансовый год.

13

Информационно-методические условия реализации программы начального
общего образования
Информационно-образовательная среда как условие реализации программы
начального общего образования
В соответствии с требованиями ФГОС НОО реализация программы начального общего
образования обеспечивается современной информационно-образовательной средой.
Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается открытая
педагогическая система, включающая разнообразные информационные образовательные
ресурсы, современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие
организовать дистационную форму обучения, способствующие реализации требований ФГОС.
Основными компонентами ИОС являются:
- учебно-методические комплекты по всем учебным предметам на языках обучения,
определённых учредителем;
- учебно-наглядные пособия (средства натурного фонда, печатные средства надлежащего
качества демонстрационные и раздаточные, экранно-звуковые средства, мультимедийные
средства);
- фонд дополнительной литературы (детская художественная и научно-популярная
литература, справочно-библиографические и периодические издания).
Учреждением применяются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), в
том числе с использованием электронных образовательных ресурсов из Федерального перечня
электронных образовательных ресурсов, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 04.10.2023 № 738, а также прикладные программы,
поддерживающие административную деятельность и обеспечивающие дистанционное
взаимодействие всех участников образовательных отношений как внутри Учреждения, так
и с другими организациями социальной сферы и органами управления.
Информационно-коммуникационные средства и технологии обеспечивают:
- достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения при
реализации требований ФГОС НОО;
- формирование функциональной грамотности;
- доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, курсов внеурочной
деятельности;
- доступ к электронным образовательным источникам, указанным в рабочих программах
учебных предметов, с целью поиска и получения информации (учебной и художественной
литературе, коллекциям медиаресурсов на съёмных дисках, контролируемым ресурсам
локальной сети и Интернета);
- организацию учебной и внеурочной деятельности, реализация которых предусмотрена с
применением электронного обучения, с использованием электронных пособий (обучающих
компьютерных игр, тренажёров, моделей с цифровым управлением и обратной связью);
- проведение учебных занятий, процедуры оценки результатов обучения, реализация которых
предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий;
- реализацию дистанционных образовательных технологий в соответствии с действующими
санитарными правилами;
- реализацию индивидуальных образовательных планов, осуществление самостоятельной
образовательной деятельности обучающихся при поддержке педагогических работников;
- включение обучающихся в проектно-конструкторскую и поисково-исследовательскую
деятельность;
- проведение наблюдений и опытов, в том числе с использованием специального и цифрового
оборудования;
- фиксацию и хранение информации о ходе образовательного процесса;
- проведение массовых мероприятий, досуга с просмотром видеоматериалов, организацию
театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием и освещением;
14

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и
(или) асинхронное взаимодействие посредством локальной сети и Интернета;
- формирование и хранение электронного портфолио обучающегося.
При работе в ИОС должны соблюдаться правила информационной безопасности при
осуществлении коммуникации в школьных сообществах и мессенджерах, поиске, анализе и
использовании информации в соответствии с учебной задачей, предоставлении персональных
данных пользователей локальной сети и Интернета.
Материально-технические условия реализации образовательной программы
начального общего образования
Материально-техническая база Учреждения обеспечивает:
- возможность достижения обучающимися результатов освоения программы начального
общего образования;
- безопасность и комфортность организации учебного процесса;
- соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов;
- возможность для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры организации.
В зональную структуру здания Учреждения включены:
- входная зона;
- учебные классы с рабочими местами обучающихся и педагогических работников;
- учебные кабинеты (мастерские, студии) для занятий технологией, музыкой,
изобразительным искусством, хореографией, иностранными языками;
- библиотека с рабочими зонами: книгохранилищем, медиатекой, читальным залом;
- актовый зал;
- спортивные сооружения (зал, стадион);
- помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи,
обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания;
- административные помещения;
- гардеробы, санузлы;
- участки (территории) с целесообразным набором оснащённых зон.
Состав и площади учебных помещений предоставляют условия для:
- начального общего образования согласно избранным направлениям учебного плана в
соответствии с ФГОС НОО;
- организации режима труда и отдыха участников образовательного процесса;
- размещения в классах и кабинетах необходимых комплектов специализированной мебели и
учебного оборудования, отвечающих специфике учебно-воспитательного процесса по
данному предмету или циклу учебных дисциплин.
В основной комплект школьной мебели и оборудования входят:
- доска классная;
- стол учителя;
- стул учителя (приставной);
- кресло для учителя;
- столы ученические (регулируемые по высоте);
- стулья ученические (регулируемые по высоте);
- шкаф для хранения учебных пособий;
- стеллаж демонстрационный;
- стеллаж/шкаф для хранения личных вещей с индивидуальными ячейками.
Мебель, приспособления, оргтехника и иное оборудование отвечают требованиям
учебного назначения, максимально приспособлены к особенностям обучения, имеют
сертификаты соответствия принятой категории разработанного стандарта (регламента).
В основной комплект технических средств входят:
- компьютер/ноутбук учителя с периферией;
- многофункциональное устройство/принтер, сканер, ксерокс;
- сетевой фильтр;
15

- документ-камера.
Учебные классы и кабинеты включают следующие зоны:
- рабочее место учителя с пространством для размещения часто используемого оснащения;
- рабочую зону обучающихся с местом для размещения личных вещей;
- пространство для размещения и хранения учебного оборудования.
Организация зональной структуры отвечает педагогическим и эргономическим
требованиям, комфортности и безопасности образовательного процесса.
Комплекты оснащения классов, учебных кабинетов, иных помещений и зон
внеурочной деятельности формируются в соответствии со спецификой Учреждения и
включают учебно-наглядные
пособия,
сопровождающиеся
инструктивнометодическими материалами по использованию их в образовательной деятельности в
соответствии с реализуемой рабочей программой.
Комплектование классов формируется с учётом:
- возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся;
- ориентации на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения;
- необходимости и достаточности;
- универсальности, возможности применения одних и тех же средств обучения для решения
комплекса задач.
Интегрированным результатом выполнения условий реализации
программы
начального
общего
образования
является создание комфортной развивающей
образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам:
- обеспечивающей получение качественного начального общего образования, его
доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, воспитание обучающихся;
- гарантирующей безопасность, охрану и укрепление физического, психического здоровья и
социального благополучия обучающихся.

16


Наверх

Оборудованные учебные кабинеты

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
МТБ для сайта.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».