Приложение 1 к Основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «СОШ № 8 г. Выборга», утвержденной приказом №199 от 30.08.2024 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Выборга» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Практикум по математике» для 10-11 класса среднего общего образования Составитель: Золотарева Татьяна Павловна учитель математики ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа составлена для 11 класса и рассчитана на 34 часа. Обучение математике происходит в процессе решения тестовых заданий по всему курсу, где ясно и убедительно показывается на конкретных примерах, что для любой экзаменационной задачи нужно использовать базовые знания свойств рассматриваемых в задаче математических объектов. Содержание практикума нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание практикума расширяет представление учащихся о собственных возможностях, знакомит с необычной методикой – учиться подбирать наиболее разумный ответ или тренироваться в его угадывании, формирует нестандартное мышление учащихся. Практикум может научить школьника «технике сдачи теста». Эта техника включает следующие моменты: обучение постоянному жесткому самоконтролю времени; обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумному выбору этих заданий; обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения задания; обучение приему «спирального движения» по тесту. Самым центральным моментом практикума «Подготовка к ЕГЭ по математике» является обучение школьника приемам мысленного поиска способа решения, а для этого следует показать учащимся всю картину поиска в трудных задачах. Содержание программы позволяет построения методической подготовки к ЕГЭ: сформулировать принципы Разумно выстраивать подготовку по тематическому принципу, соблюдая «правило спирали» - от простых типовых до сложных заданий; На этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое; Переход к комплексным темам разумен, когда у школьника накоплен запас общих подходов и есть опыт в их применении; Все тренировочные тесты следует проводить в режиме жесткого ограничения времени; Увеличить максимальную нагрузку как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере; Нужно учить максимально использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом. В основе формирования способности к творческой самореализации личности ребенка лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение теории. Данный элективный курс является предметно ориентированным для учащихся 11 класса общеобразовательной школы по подготовке к ЕГЭ по математике. При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение индивидуальных запросов учащихся, их познавательных потребностей и интересов, на формирование у старшеклассников новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов. Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Курс поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой. При составлении настоящего элективного курса использовались материалы сети Интернет. Цель курса: - обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики; - познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики; - сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач. Логика освоения учебных тем определяется задачами: развить интерес и положительную мотивацию изучения математики; помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования; расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач. Изучить оригинальные приемы решения тестовых заданий; Формировать твердое убеждение в успешности сдачи ЕГЭ; Приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач; Повысить интерес к предмету; Приобщить детей к общечеловеческим ценностям; Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка. Структура курса представляет собой 5 логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников. Основной тип занятий – практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционные занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на занятиях учащимсярекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть – дома самостоятельно. Формы и методы контроля: тестирование по каждой теме. Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень развития математического мышления тестируемого. Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с программой практикума. В результате изучения курса учащиеся должны знать: Методы решения различных видов уравнений и неравенств; Основные приемы решения текстовых задач; Элементарные методы исследования функции; должны уметь: Проводить преобразования в степенных и дробно-рациональных, а также в тригонометрических и логарифмических выражениях; Решать уравнения и неравенства различного типа; Исследовать функции элементарными методами; Решать многие задания с применением оригинальных приемов; Решать различные текстовые задачи; Применять свойства арифметической и геометрической прогрессии, решая смешанные задачи; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей. точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий; уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение графиков функций; применять свойства геометрических преобразований к построению графиков функций. Планируемые результаты внеурочной деятельности на основе УУД по математике направлены на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Личностных: 1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; 2) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 3) развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе; 4) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности. Метапредметных: освоение способов деятельности Познавательные: 1) овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 2) самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; 3) творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение. Коммуникативные: 1) умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; 2) адекватное восприятие языка средств массовой информации; 3) владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута); 4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы; 5) использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Регулятивные: 1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) понимание ценности образования как средства развития культуры личности; 3) объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; 4) умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности; 5) конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности; 6) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия; 7) осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема занятия 1 блок Уравнения и системы уравнений 2 блок Неравенства 3 блок Задачи с параметром 4 блок Математический анализ 5 блок Геометрия. Стереометрия Всего часов 11 5 3 5 10 СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Рассматриваемый материал курса разбит на блоки, в которых приводятся задания иупражнения для закрепления, более полного усвоения материала и для самоконтроля. В начале каждой темы блока приводятся краткие теоретические сведения, затем на типовых задачах разбираются различные методы решения задач, уравнений, систем уравнений и неравенств. В конце блока предлагаются задания на отработку приведённых способов решения. Для проверки усвоения материала проводятся тесты с задачами различной трудности. Задания 1 блока: 1) линейные и квадратные уравнения 2) дробно-рациональные уравнения 3) иррациональные уравнения 4) тригонометрические уравнения Задания 2 блока: 1) рациональные неравенства 2) иррациональные неравенства 3) тригонометрические неравенства Задания 3 блока: 1) Простейшие уравнения и неравенства с параметром 2) Простейшие задачи с модулем Задания 4 блока: 1) Область определения и множество значений функции 2) Периодичность, возрастание (убывание), экстремумы функции 3) Наибольшее (наименьшее) значение функции 4) Ограниченность, сохранение знака функции 5) Связь между свойствами функции и её графиком 6) Значения функции Задания 5 блока: 1) Расстояние от точки до прямой; от точки до плоскости; между прямыми; между прямой и плоскостью; между плоскостями. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № уро ков 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Количеств о часов Тема Электронные образовательн ые ресурсы Уравнения и системы уравнений (11 часов) http://www.fipi.ru/ Линейные и квадратные уравнения. 1 http://www.fipi.ru/ Линейные и квадратные 1 уравнения.Решение систем. http://www.fipi.ru/ Дробно - рациональные уравнения. 1 http://www.fipi.ru/ Дробно - рациональные уравнения. 1 Решение систем. http://www.fipi.ru/ Дробно - рациональные уравнения. 1 Решение систем. http://www.fipi.ru/ Иррациональные уравнения. 1 http://www.fipi.ru/ Иррациональные уравнения и системы. 1 http://www.fipi.ru/ Иррациональные уравнения и системы. 1 http://www.fipi.ru/ Тригонометрические уравнения. 1 http://www.fipi.ru/ Тригонометрические уравнения. 1 Решение систем. http://www.fipi.ru/ Тригонометрические уравнения. 1 Решение систем. Неравенства (5 часов) http://www.fipi.ru/ Рациональные и иррациональные 1 неравенства. http://www.fipi.ru/ Тригонометрические неравенства. 1 14 15 16 Тригонометрические неравенства. 1 Неравенства с модулем. 1 Неравенства с модулем. 1 Задачи с параметром (3 часа) http://www.fipi.ru/ 17 18 19 Простейшие уравнения с параметром. 1 Простейшие неравенства с параметром. 1 Простейшие задачи с модулем. 1 Математический анализ (5 часов). http://www.fipi.ru/ http://www.fipi.ru/ 20 Область определения и множество 1 значений функции. Периодичность, возрастание (убывание), 1 экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значения 1 функции. Ограниченность, сохранение знака функции. Связь между свойствами функции и ее 1 графиком. Значения функции. 1 Геометрия. Стереометрия (10 часов) http://www.fipi.ru/ Расстояние от точки до прямой. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние между прямыми. Расстояние между прямыми. Расстояние между прямой и плоскостью. Расстояние между плоскостями. Решение задач на нахождение расстояний между прямыми, между прямой и плоскостью. Решение задач на нахождение расстояний между прямыми, между прямой и плоскостью. Решение задач на нахождение расстояний между плоскостями. Решение задач на нахождение расстояний между плоскостями. 1 1 1 1 1 1 1 http://www.fipi.ru/ 1 http://www.fipi.ru/ 1 http://www.fipi.ru/ 1 http://www.fipi.ru/ 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 http://www.fipi.ru/ http://www.fipi.ru/ http://www.fipi.ru/ http://www.fipi.ru/ http://www.fipi.ru/ http://www.fipi.ru/ http://www.fipi.ru/ http://www.fipi.ru/ http://www.fipi.ru/ http://www.fipi.ru/ http://www.fipi.ru/ http://www.fipi.ru/ http://www.fipi.ru/ Информационно-методическое обеспечение учебного процесса. 1. ЕГЭ 2024. Математика: тренировочные задания/ Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В.Шевелёва. – М.: Эксмо, 2024. (ЕГЭ.Тренировочные задания). 2. ЕГЭ – 2024. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред.А.Л.Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2024. (ЕГЭ-2011.ФИПИ – школе) 3. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В.Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2024. Интернет ресурсы: http://www.fipi.ru/ - открытый банк заданий ЕГЭ www.ege.edu.ru - Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена. http://alexlarin.net/ - полезные материалы и обсуждения ЕГЭ, демоверсии, тренировочные работы www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал.