Практикум по химии

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «СОШ № 8 г. Выборга»,
утвержденной приказом №199 от 30.08.2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Выборга»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Практикум по химии»
для 10-11 класса среднего общего образования

Составитель: Егорова Татьяна Юрьевна
учитель химии

Изучение химии на уровне среднего (полного) общего образования направлено на
достижение следующих целей:
•освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии,
необходимых для понимания научной картины мира;
• овладение умениями характеризовать вещества, материалы и химические реакции;
выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность;
ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации;
сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
•воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на
окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
•применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в
лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни;
предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать

роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками,
значение в жизни современного общества;

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, dорбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления,
гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса,
молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные
соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация,
кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление,
электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект
реакции, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, гомология,
структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и
органической химии;

основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон,
закон постоянства состава, закон Авогадро;

основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической
диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений;

классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

природные источники углеводородов и способы их переработки;

вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и
сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические
кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль,
глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка,
аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие
средства;
уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» и международной
номенклатурам;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона,
тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки,
характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения

равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ
к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в
молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе
Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов
неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов,
спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и
углеводов);

объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им
веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств
неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической
связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной
способности органических соединений от строения их молекул;

выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших
неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к
изученным классам соединений;

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных
баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и
передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических,
энергетических и сырьевых;

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;

безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;

распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из
различных источников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Основные понятия органической химии
Предмет органической химии. Особенности органических веществ. Значение
органической химии. Причины многообразия органических веществ. Углеродный скелет, его
типы: циклические, ациклические. Карбоциклические и гетероциклические скелеты. Виды
связей в молекулах органических веществ: одинарные, двойные, тройные. Изменение энергии
связей между атомами углерода при увеличении кратности связи. Насыщенные и
ненасыщенные соединения.
Электронное строение и химические связи атома углерода. Гибридизация орбиталей, ее
типы для органических соединений: sp3, sp2, sp. Образование сигма- и пи-связей в молекулах
органических соединений.

Основные положения структурной теории органических соединений. Химическое
строение. Структурная формула. Структурная и пространственная изомерия. Изомерия
углеродного скелета. Изомерия положения. Межклассовая изомерия. Виды пространственной
изомерии. Геометрическая изомерия (цис-, транс-изомерия). Гомологи. Гомологическая
разность. Гомологические ряды.
Способы записей реакций в органической химии. Схема и уравнение. Условия
проведения реакций. Классификация реакций органических веществ по структурному
признаку: замещение, присоединение, отщепление. Механизмы реакций.
Классификация органических веществ и реакций. Основные классы органических
соединений. Классификация органических соединений по функциональным группам.
Электронное строение органических веществ. Взаимное влияние атомов и групп атомов.
Номенклатура органических веществ. Международная (систематическая) номенклатура
органических веществ, ее принципы. Рациональная номенклатура. Окисление и восстановление
в органической химии.
Демонстрации. 1. Модели органических молекул.
Тема 2. Углеводороды
Алканы. Строение молекулы метана. Общая характеристика класса, физические и
химические свойства (горение, каталитическое окисление, галогенирование, нитрование,
крекинг, пиролиз). Механизм реакции хлорирования метана. Алканы в природе. Синтетические
способы получения алканов. Методы получения алканов из алкилгалогенидов (реакция Вюрца),
декарбоксилированием солей карбоновых кислот и электролизом растворов солей карбоновых
кислот. Применение алканов.
Алкены. Общая характеристика класса. Строение молекулы этилена. Физические
свойства алкенов. Геометрическая изомерия алкенов. Химические свойства алкенов. Реакции
присоединения по кратной связи — гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование,
гидратация. Правило Марковникова и его объяснение с точки зрения электронной теории.
Взаимодействие алкенов с бромом и хлором в газовой фазе или на свету. Окисление алкенов
(горение, окисление кислородом в присутствии хлорида палладия, под действием серебра,
окисление горячим подкисленным раствором перманганата калия, окисление по Вагнеру).
Полимеризация. Получение алкенов из алканов, алкилгалогенидов и дигалогеналканов.
Применение этилена и пропилена.
Алкадиены. Классификация диеновых углеводородов. Сопряженные диены. Физические
и химические свойства дивинила и изопрена. 1,2- и 1,4-присоединение. Полимеризация.
Каучуки. Вулканизация каучуков. Резина и эбонит. Синтез бутадиена из бутана и этанола.
Алкины. Общая характеристика. Строение молекулы ацетилена. Физические и
химические свойства алкинов. Реакции присоединения галогенов, галогеноводородов, воды.
Гидрирование. Тримеризация и димеризация ацетилена. Кислотные свойства алкинов с
концевой тройной связью. Ацетилиды. Окисление алкинов раствором перманганата калия.
Применение ацетилена. Карбидный метод получения ацетилена. Пиролиз метана. Синтез
алкинов алкилированием ацетилидов.
Арены. Понятие об ароматичности. Бензол — строение молекулы, физические свойства.
Гомологический ряд бензола. Изомерия дизамещенных бензолов на примере ксилолов. Реакции
замещения в бензольном ядре (галогенирование, нитрование, алкилирование). Реакции
присоединения к бензолу (гидрирование, хлорирование на свету). Особенности химии
алкилбензолов. Правила ориентации заместителей в реакциях замещения. Бромирование и
нитрование толуола. Окисление алкилбензолов раствором перманганата калия.
Галогенирование алкилбензолов в боковую цепь. Реакция Вюрца—Фиттига как метод синтеза
алкилбензолов. Стирол как пример непредельного ароматического соединения.
Генетическая связь между различными классами углеводородов. Качественные реакции
на непредельные углеводороды.

Демонстрации. 1. Бромирование гексана на свету. 2. Горение метана, этилена,
ацетилена. 3. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия
и бромной воде. 4. Окисление толуола раствором перманганата калия. 5. Получение этилена
реакцией дегидратации этанола, ацетилена — гидролизом карбида кальция.
Лабораторные опыты. Составление моделей молекул алканов. Взаимодействие
алканов с бромом. Составление моделей молекул непредельных соединений.
Тема 3. Кислород- и азотсодержащие органические соединения
Спирты. Номенклатура и изомерия спиртов. Токсическое действие на организм метанола
и этанола. Физические свойства предельных одноатомных спиртов. Химические свойства
спиртов (кислотные свойства, реакции замещения гидроксильной группы на галоген,
межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, окисление, реакции углеводородного
радикала).
Алкоголяты. Гидролиз, алкилирование. Промышленный синтез метанола.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин, их физические и химические свойства.
Токсичность этиленгликоля. Качественная реакция на многоатомные спирты. Простые эфиры
как изомеры предельных одноатомных спиртов.
Фенолы. Номенклатура и изомерия. Взаимное влияние групп атомов на примере фенола.
Физические и химические свойства фенола и крезолов. Кислотные свойства фенолов в
сравнении со спиртами. Реакции замещения в бензольном кольце (галогенирование,
нитрование). Окисление фенолов. Качественные реакции на фенол. Применение фенола.
Карбонильные соединения. Электронное строение карбонильной группы. Альдегиды и
кетоны. Физические свойства формальдегида, ацетальдегида, ацетона. Реакции присоединения
воды, спиртов, циановодорода и гидросульфита натрия. Сравнение реакционной способности
альдегидов и кетонов в реакциях присоединения. Реакции замещения атомов водорода при на
галоген. Полимеризация формальдегида и ацетальдегида. Синтез спиртов взаимодействием
карбонильных соединений с реактивом Гриньяра. Окисление карбонильных соединений.
Сравнение окисления альдегидов и кетонов. Восстановление карбонильных соединений в
спирты. Качественные реакции на альдегидную группу. Особенности формальдегида. Реакция
формальдегида с фенолом.
Карбоновые кислоты. Электронное строение карбоксильной группы. Гомологический
ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот на
примере муравьиной, уксусной, пропионовой, пальмитиновой и стеариновой кислот.
Химические свойства карбоновых кислот. Кислотные свойства (изменение окраски
индикаторов, реакции с активными металлами, основными оксидами, основаниями, солями).
Изменение силы карбоновых кислот при введении донорных и акцепторных заместителей.
Взаимодействие карбоновых кислот со спиртами (реакция этерификации). Галогенирование
карбоновых кислот в боковую цепь. Особенности муравьиной кислоты. Важнейшие
представители класса карбоновых кислот и их применение. Получение муравьиной и уксусной
кислот в промышленности. Высшие карбоновые кислоты. Щавелевая кислота как
представитель дикарбоновых кислот. Представление о непредельных и ароматических
кислотах. Особенности их строения и свойств. Значение карбоновых кислот.
Функциональные производные карбоновых кислот. Получение хлорангидридов и
ангидридов кислот, их гидролиз. Получение сложных эфиров с использованием
хлорангидридов и ангидридов кислот. Сложные эфиры как изомеры карбоновых кислот.
Сравнение физических свойств и реакционной способности сложных эфиров и изомерных им
карбоновых кислот. Гидролиз сложных эфиров. Синтез сложных эфиров фенолов. Сложные
эфиры неорганических кислот. Нитроглицерин. Амиды. Соли карбоновых кислот, их
термическое разложение в присутствии щелочи. Синтез карбонильных соединений
разложением кальциевых солей карбоновых кислот.
Амины. Изомерия аминов. Первичные, вторичные и третичные амины. Физические
свойства простейших аминов. Амины как органические основания. Соли алкиламмония.
Алкилирование и ацилирование аминов. Реакции аминов с азотистой кислотой. Ароматические

амины. Анилин. Взаимное влияние групп атомов в молекуле анилина. Химические свойства
анилина (основные свойства, реакции замещения в ароматическое ядро, окисление,
ацилирование). Получение аминов из спиртов и нитросоединений. Применение анилина.
Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Омыление жиров.
Гидрогенизация жиров. Мыла как соли высших карбоновых кислот.
Углеводы. Моно- и дисахариды. Функции углеводов. Биологическая роль углеводов.
Глюкоза — физические свойства, линейная и циклическая формы. Реакции глюкозы (окисление
азотной кислотой, восстановление в шестиатомный спирт), качественные реакции на глюкозу.
Брожение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Рибоза и дезоксирибоза.
Дисахариды. Сахароза как представитель невосстанавливающих дисахаридов. Мальтоза
и лактоза. Гидролиз дисахаридов. Получение сахара из сахарной свеклы.
Полисахарид ы. Крахмал, гликоген, целлюлоза. Качественная реакция на крахмал.
Гидролиз полисахаридов.
Нуклеиновые кислоты. Нуклеозиды. Нуклеотиды. Нуклеиновые кислоты как природные
полимеры. Строение ДНК и РНК. Гидролиз нуклеиновых кислот.
Аминокислоты как амфотерные соединения. Реакции с кислотами и основаниями.
Образование сложных эфиров. Пептиды. Пептидная связь. Амидный характер пептидной связи.
Гидролиз пептидов. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Качественные
реакции на белки.
Демонстрации. 1. Взаимодействие натрия с этанолом. 2. Окисление этанола оксидом
меди. 3. Горение этанола. 4. Взаимодействие трет-бутилового спирта с соляной кислотой. 5.
Иодоформная реакция. 6. Качественная реакция на многоатомные спирты. 7. Качественные
реакции на фенолы. 8. Определение альдегидов при помощи качественных реакций. 9.
Окисление альдегидов перманганатом калия. 10. Получение сложных эфиров. 11. Основные
свойства аминов. 12. Качественные реакции на анилин. 13. Анилиновые красители. 14.
Растворимость углеводов в воде и этаноле. 15. Качественные реакции на глюкозу. 16. Образцы
аминокислот
Лабораторные опыты. 1. Свойства этилового спирта. 2. Свойства глицерина. 3.
Свойства фенола. Качественные реакции на фенолы. 4. Свойства формалина. 5. Свойства
уксусной кислоты. 6. Соли карбоновых кислот. 7. Качественные реакции на анилин. 8. Свойства
глюкозы. Качественная реакция на глюкозу. 9. Определение крахмала в продуктах питания. 10.
Цветные реакции белков.
Тема 4. Высокомолекулярные соединения
Понятие о высокомолекулярных веществах. Полимеризация и поликонденсация как
методы создания полимеров. Эластомеры. Природный и синтетический каучук.
Сополимеризация. Современные пластики (полиэтилен, полипропилен, полистирол,
поливинилхлорид, фторопласт, полиэтилентерефталат, акрил-бутадиен-стирольный пластик,
поликарбонаты). Природные и синтетические волокна (обзор).
Демонстрации. 1. Образцы пластиков. 2. Коллекция волокон. 3. Поликонденсация
этиленгликоля с терефталевой кислотой.
Лабораторные опыты. 1. Отношение синтетических волокон к растворам кислот и
щелочей.

Тематическое планирование
для 10 класса
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема

Тема 1. Основные понятия органической химии
Предмет органической химии
Основные классы органических соединений. Гомология. Изомерия
Классификация органических реакций
Тема 2. Углеводороды
Алканы: строение, номенклатура, физические, химические свойства.
Решение упражнений и задач по теме «Алканы»
Алкены: строение, номенклатура, изомерия, химические свойства
Решение упражнений и задач по теме «Алкены»
Алкадиены: строение, номенклатура, изомерия, химические свойства
и получение
Решение упражнений и задач по теме «Алкадиены»
Алкины: строение, изомерия, номенклатура, химические свойства и
получение
Решение задач и выполнение упражнений по теме «Алкины»
Ароматические углеводороды: строение, номенклатура.
Решение задач и выполнение упражнений по теме «Арены»
Генетическая связь между классами углеводородов
Нефть. Способы переработки нефти
Обобщение по теме «Углеводороды»
Тема 3. Кислород- и азотсодержащие органические соединения
Спирты: строение, изомерия, номенклатура, химические свойства
Фенолы: строение, номенклатура, изомерия, химические свойства и
получение .
Решение задач по темам: спирты и фенолы
Карбонильные соединения: строение, номенклатура, изомерия и
физические свойства.
Химические свойства карбонильных соединений
Решение задач по теме «Карбонильные соединения»»
Карбоновые кислоты: строение, номенклатура
Карбоновые кислоты: изомерия и физические свойства
Химические свойства и получение карбоновых кислот
Функциональные производные карбоновых кислот
Общая характеристика углеводов
Строение моносахаридов: глюкоза, фруктоза
Дисахариды. Полисахариды
Амины: классификация, номенклатура, химические свойства
Аминокислоты: номенклатура, изомерия, получение и свойства
Белки.
Тема 4. Искусственные и синтетические полимеры
Искусственные полимеры
Синтетические полимеры

Тематическое планирование
для 11 класса
№
п/п
1
2
3
4
5,6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема

Строение атома. Вводный инструктаж по ТБ.
Строение электронных оболочек атомов
Периодический закон и строение атома
Ионная химическая связь
Ковалентная химическая связь
Металлическая связь
Водородная химическая связь
Полимеры
Газообразные вещества
Отдельные представители газов: водород, кислород, углекислый газ,
аммиак, этилен
Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание
газов»
Жидкие вещества
Твердые вещества
Дисперсные системы
Состав вещества. Смеси
Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества».
Подготовка к контрольной работе
Проверочная работа по теме «Строение вещества»
Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения
состава веществ
Классификация химических реакции, протекающих с изменением
состава веществ
Скорость химической реакции
Обратимость химической реакции. Химическое равновесие и способы
его смещения
Роль воды в химических реакциях
Гидролиз
Окислительно-восстановительные реакции
Электролиз
Металлы
Неметаллы
Кислоты
Основания
Соли
Генетическая связь между классами неорганических и органических
веществ.
Обобщение знаний
Подведение итогов


Наверх

Оборудованные учебные кабинеты

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
МТБ для сайта.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».