Положение о методической службе

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ «СОШ №8 г. Выборга»
№ 48 от 03.04.2024

Положение о методической службе
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Выборга»
1. Общие положения
1.1.
Положение
о
методической
службе
муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Выборга»
(далее – Положение, учреждение соответственно) разработано в соответствии со
следующими законодательными, нормативными правовыми актами и методическими
рекомендациями:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от
11 мая 2023 г. № 17 «Об утверждении положения о региональной системе научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
Ленинградской области»;
- распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 г.
№ Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы
научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих
кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации
от 16 декабря 2020 г. № Р-174»;
- распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г.
№ Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» (в
ред. распоряжения Минпросвещения России от 15 декабря 2022 г. № 303);
- Положением об обеспечении функционирования внутренней системы оценки качества
образования МБОУ «СОШ № 8 г. Выборга».
1.2. Положение определяет цели, задачи, принципы, направления, содержание и формы
организации методической работы, а также регламентирует права, обязанности участников
методической работы и ведение документации в учреждении.
1.3. Положение утверждается директором учреждения. Изменения и дополнения в
Положение вносятся на основании решения педагогического совета учреждения.
1.4. Действие настоящего Положения распространяется на всех педагогических и
руководящих работников учреждения.
2. Основные понятия
В настоящем Положении используются следующие понятия:
методическая служба – совокупность субъектов научно-методической деятельности
различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы,
направленной
на
преодоление
профессиональных
дефицитов
и
развитие
профессионального мастерства педагогических работников;
методическая работа – специальный комплекс практических мероприятий, которые
базируются на достижениях передового педагогического опыта и направлены на
всестороннее
повышение
компетентности
и
профессионального
мастерства
педагогических кадров;
методический совет – коллегиальный орган управления, созданный в целях осуществления
руководства методической (научно-методической) деятельностью;

методическое объединение педагогических работников – коллектив педагогических
работников, объединенных системой взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее
повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов, развитие
творческого потенциала, повышение качества и эффективности образовательной
деятельности;
педагогический работник (педагог) – физическое лицо, которое состоит в трудовых,
служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации
образовательной деятельности;
педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления
педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении
образовательной деятельностью в образовательной организации;
профессиональные компетенции – способность и готовность успешно действовать на
основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных
задач;
диагностика профессиональных дефицитов – комплекс оценочных процедур (в том числе
в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения
педагогическими работниками и управленческими кадрами профессиональными
компетенциями;
индивидуальный образовательный маршрут – комплекс мероприятий, включающий
описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения
педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений,
практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к
организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем
актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и
управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия
образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы
системы дополнительного профессионального образования;
цифровая образовательная среда – система условий и возможностей, подразумевающая
наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры и предоставляющая набор
цифровых технологий и ресурсов для обучения, развития, социализации, воспитания
человека;
цифровые технологии – информационно-коммуникационные, телекоммуникационные,
виртуальные, мультимедийные технологии, позволяющие обеспечить сбор и представление
информации о различных объектах с целью обеспечения удаленного взаимодействия между
ними и (или) управления ими;
цифровые компетенции – комбинации комплекса умений, знаний, опыта, необходимых для
успешного решения профессиональных задач в условиях цифровизации образования.
3. Цели, задачи, принципы и направления деятельности методической службы
Методическая служба учреждения, осуществляя сопровождение системы методической
работы, организует и проводит комплекс мероприятий, направленных на всестороннее
повышение компетентности и профессионального мастерства педагогических работников.
3.1. Цель методической службы учреждения – обеспечение условий для эффективной
организации образовательной деятельности на основе непрерывного профессионального
развития и повышения профессионального мастерства педагогических работников в целях
достижения положительных результатов обучения и воспитания обучающихся.
3.2. Задачи методической службы:
- выявление и нивелирование профессиональных дефицитов на основе построения
индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников;

- своевременное и оперативное определение по запросам педагогических работников
проблем развития и функционирования общеобразовательной организации;
- анализ/самоанализ профессиональной деятельности педагогических работников в
соответствии с темами самообразования, предупреждение и преодоление недостатков и
затруднений в их деятельности, выработка путей решения педагогических проблем и
затруднений;
- ознакомление педагогов с достижениями педагогической науки и практики, с новыми
педагогическими технологиями, наиболее эффективными способами организации
образовательной деятельности, внедрение в деятельность образовательной организации
лучших педагогических практик;
- сопровождение педагогов, нуждающихся в методической поддержке;
- методическое и ресурсное обеспечение образовательной деятельности;
повышение
качества
преподавания
учебных
предметов
и
проведения
учебных/внеучебных занятий на основе планового посещения уроков/внеучебных занятий
и их анализа;
- организация «горизонтального» обучения педагогов в рамках учреждения,
межмуниципальных взаимодействий и внутри профессиональных сообществ;
- создание педагогическими работниками собственных методических разработок, форм,
методов, индивидуальных программ обучения и воспитания для применения в условиях
учреждения.
3.3. Деятельность методической службы учреждения строится на принципах:
- соответствия методической работы деятельности учреждения по решению приоритетных
задач развития образования;
- взаимного доверия, ответственности и равноправия педагогических работников
учреждения;
- ориентации и оперативного реагирования на профессиональные дефициты и запросы
педагогических работников в условиях современного развития общества и системы
образования;
системности,
последовательности,
преемственности,
непрерывности,
предусматривающих охват педагогических работников разными формами методической
работы в течение всего учебного года, превращение методической работы в часть системы
непрерывного образования;
- направленности методической работы на решение проблем, актуальных для коллектива
педагогических работников учреждения.
3.4. Направления методической работы в учреждении:
- методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;
- приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин
(модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам
в сфере образования, учебным планам, программам;
- методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные
дефициты и затруднения;
- разработка совместно с региональным методистом индивидуального образовательного
маршрута непрерывного профессионального развития педагогического работника;
- сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в
первые три года работы;
- организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников;
- анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательной
деятельности;
- разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
- обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых
педагогических технологий;

- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом
и передовыми технологиями в сфере образования;
- помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
4. Организация методической работы в учреждении
Методическая работа в учреждении осуществляется в виде коллективной и
индивидуальной деятельности педагогических работников.
Участие в методической деятельности обязательно для всех педагогических работников и
является частью их педагогической деятельности.
Исходя из своих интересов, целей развития и возможностей, учреждение формирует свою
модель методической службы.
Общее руководство методической службой общеобразовательной организации
осуществляет директор. Основные направления деятельности методической службы и
формы методической работы определяет методический совет.
4.1. Основными элементами структуры методической службы являются: педагогический
совет, методический совет, методические объединения педагогических работников и
другие возможные элементы, такие как проблемно-творческие группы, профессиональные
педагогические сообщества и ассоциации педагогических работников, «пары» педагогов,
объединенных на разных основаниях.
4.1.1. Педагогический совет является постоянно действующим органом управления
учреждением для рассмотрения основных вопросов образовательной деятельности, в том
числе методической работы общеобразовательной организации. Педагогический совет
осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом МБОУ «СОШ № 8 г. Выборга»
и рассматривает вопросы реализации образовательной деятельности (содержание
образовательных программ, утверждение рабочих программ, вопросы промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся и т.п.), анализирует состояние образовательной
деятельности, уровня преподавания учебных предметов учебного плана, определяет
стратегию развития учреждения, направления экспериментальной и инновационной
деятельности.
4.1.2. Методический совет является постоянно действующим коллегиальным органом,
объединяющим наиболее квалифицированных педагогических работников учреждения в
целях осуществления руководства методической деятельностью. Методический совет
общеобразовательной организации определяет цели, задачи и направления работы
учреждения на среднесрочную и долгосрочную перспективы в соответствии с Положением
о методическом совете МБОУ «СОШ № 8 г. Выборга». Деятельность методического совета
направлена на:
- обеспечение взаимодействия учреждения с муниципальной методической службой и
Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических
работников,
иными
организациями,
осуществляющими
научно-методическое
сопровождение, в целях обеспечения эффективной системы непрерывного повышения
квалификации в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами
педагогических работников, составленными на основе диагностики профессиональных
дефицитов и задач развития учреждения;
- организацию и сопровождение деятельности профессиональных объединений
педагогических работников, в том числе создание в учреждении профессиональных
сообществ, ассоциаций;
- создание условий для поиска и использования в обучении и воспитании современных
методик, форм, средств и методов образовательной деятельности, новых образовательных
технологий, направленных на повышение качества образования;

- изучение профессиональных достижений педагогических работников, обобщение
положительного опыта и внедрение его в практику работы учреждения;
- распространение опыта работы учреждения в профессиональных средствах массовой
информации, сети Интернет с целью использования имеющегося опыта другими
образовательными организациями;
- создание условий для использования педагогами диагностических методик и
мониторинговых программ по прогнозированию, обобщению и оценке результатов
собственной деятельности;
- стимулирование инициативы и активизация творчества педагогических работников в
исследовательской, опытно-экспериментальной и другой деятельности, направленной на
совершенствование, обновление и развитие форм и методов обучения и воспитания;
- проведение первичной экспертизы документов учреждения (программы развития,
образовательных и учебных программ, учебных планов);
- контроль хода и результатов комплексных исследований, проектов, экспериментов,
осуществляемых учреждением;
- анализ результатов педагогической деятельности, выявление и предупреждение ошибок,
затруднений;
- совершенствование деятельности методических объединений педагогических работников
и участие в реализации этих предложений;
- обеспечение развития личностно ориентированной педагогической деятельности, условий
для самообразования, самосовершенствования и самореализации личности педагога.
4.1.3. Методическое объединение педагогических работников является постоянно
действующей формой коллегиального решения задач и проблем образовательной
деятельности и создается из числа педагогов, работающих в рамках одной специальности
или в одной предметной области, совершенствующих свое методическое и
профессиональное мастерство, организующих взаимопомощь для обеспечения
современных требований к обучению и воспитанию обучающихся.
Деятельность методического объединения педагогических работников, в соответствии с
Положением о методическом совете МБОУ «СОШ № 8 г. Выборга», направлена на:
- обеспечение организации и проведения на высоком профессиональном уровне учебновоспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы;
- выявление профессиональных дефицитов педагогических работников;
- создание образовательной среды для проявления творческой активности педагогов и
преодоления профессиональных дефицитов;
- внедрение в процесс профессионального развития педагогических работников программ
формирования компетенций с учетом задач повышения качества образования, повышения
уровня функциональной грамотности обучающихся и цифровых компетенций;
- вовлечение педагогов в экспертную деятельность, организация взаимодействия,
взаимопомощи и взаимообучения педагогических работников;
- проведение профилактики профессионального выгорания педагогов;
- организацию непрерывного внутрикорпоративного обучения в процессе совместного
решения возникающих в работе проблем;
- оказание помощи педагогическим работникам в обобщении и презентации опыта своей
профессиональной деятельности;
- реализацию программ наставничества педагогических работников;
- повышение квалификации педагогических работников.
4.2. Содержание методической работы в учреждении определяется в соответствии с
приоритетными национальными задачами в области образования.
Методическая служба общеобразовательной организации выбирает тему методической
работы, представляет ее педагогическому коллективу. Тема, цель, задачи по ее
достижению, а также ожидаемые результаты обсуждаются и утверждаются на заседании
педагогического совета коллегиально.

Далее осуществляется формирование планов методической работы учреждения по
основным направлениям деятельности (Приложение 1).
4.3. Информация о деятельности методической службы размещается на сайте
общеобразовательной организации.
5. Участники методической работы
5.1. Основными участниками методической работы учреждения являются:
- педагогические работники;
- классные руководители;
- руководители методических объединений педагогических работников;
- педагог-библиотекарь;
- администрация образовательной организации (директор, заместители директора).
5.2. Права участников методической работы.
5.2.1. Педагогические работники и классные руководители имеют право:
- работать по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены
на заседании методического объединения педагогических работников и допущены к
использованию решением педагогического совета общеобразовательной организации);
- разрабатывать методические программы, технологии, приемы и способы работы с
обучающимися;
- участвовать в выборах руководителя методического объединения педагогических
работников;
- участвовать в методической работе учреждения, муниципальной системы образования, а
также на региональном и федеральном уровнях.
5.2.2. Руководитель методического объединения педагогических работников имеет право:
- вносить предложения директору учреждения о поощрении педагогических работников,
активно участвующих в работе методического объединения педагогических работников;
- организовывать экспертизу внедрения и реализации методических идей, новаций,
методик, технологий, программ обучения;
- участвовать в подготовке методических мероприятий (семинаров, конференций,
конкурсов, мастер-классов, педагогических мастерских и т.д.);
- участвовать в экспертной оценке деятельности педагогических работников в ходе
аттестации.
5.2.3. Педагог-библиотекарь имеет право:
- участвовать в деятельности педагогических, методических советов, объединений
педагогических работников, в иных видах методической работы, в организации и
проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внешкольной
деятельности, предусмотренных планами работы учреждения;
- обеспечивать доступ для педагогических работников учреждения к информации и
ресурсам цифровой образовательной среды;
- участвовать в обеспечении самообразования педагогических работников, в организации
выставок, конференций и других форм методической работы, в разработке планов,
методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов
учреждения средствами библиотечных, информационно-библиографических и цифровых
ресурсов.
5.2.4. Администрация образовательной организации (директор, заместители директора)
имеет право:
- контролировать эффективность деятельности методических объединений педагогических
работников и других возможных элементов структуры методической службы учреждения;
- стимулировать работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом.
5.3. Обязанности участников методической работы.
5.3.1. Педагогические работники и классные руководители обязаны:

- анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения;
- осуществлять свою деятельность на определенном профессиональном уровне (с учетом
их педагогической, методической и профессиональной подготовки), обеспечивать в полном
объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в
соответствии с утвержденной рабочей программой;
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- проводить открытые учебные / внеучебные занятия;
- систематически посещать заседания методического объединения педагогических
работников учреждения.
5.3.2. Руководитель методического объединения педагогических работников обязан:
- анализировать деятельность методической работы методического объединения
педагогических работников;
- готовить проекты решений для педагогических и методических советов;
- организовывать, планировать и осуществлять деятельность методического объединения
педагогических работников;
- разрабатывать планы работы и графики проведения открытых занятий;
- руководить разработкой методических идей, методик, программ, технологий и вести
консультативную работу с отдельными педагогами по вопросам обучения и воспитания.
5.3.3. Педагог-библиотекарь обязан:
- обеспечивать доступ для всех участников образовательных отношений к информации,
необходимой для методического сопровождения реализации основных образовательных
программ;
- формировать информационную культуру личности, навыки читательской грамотности на
основе информационно-коммуникационных и цифровых технологий педагогической,
методической и библиотечно-информационной деятельности.
5.3.4. Администрация учреждения (директор, заместители директора) обязана:
- создавать благоприятные условия для работы методических объединений педагогических
работников и других возможных элементов структуры методической службы учреждения;
- обеспечивать работу методических объединений педагогических работников
необходимым учебно-методическим комплексом;
- оказывать всестороннюю помощь руководителям методических объединений
педагогических работников учреждения;
- содействовать тиражированию учебно-методических материалов для организации
деятельности методических объединений педагогических работников;
- утверждать планы работы методических объединений педагогических работников и
других возможных элементов структуры методической службы учреждения.
6. Ведение документации по методической работе в учреждении
6.1. Методическая работа в учреждении оформляется документально в форме:
- протоколов методических советов;
- планов методической работы общеобразовательной организации, планов работы
методических объединений педагогических работников;
- планов самообразования педагогов, индивидуальных образовательных маршрутов
педагогов;
- конспектов, технологических карт, разработок лучших методических мероприятий
общеобразовательной организации;
- обобщенных материалов о системе работы педагогов общеобразовательной организации,
материалов печати по проблемам образования;
- информации о методических семинарах.
6.2. Документально оформленная методическая работа учреждения заносится в
информационный банк педагогического опыта.

Анализ методической работы, материалы протоколов заседаний методического совета,
методических объединений, отчёты о проделанной работе используются для принятия
управленческих решений, аналитической деятельности, подготовки публичных докладов,
отчета по самообследованию общеобразовательной организации и других документов.

Приложение 1
План методической работы
МБОУ «СОШ № 8 г. Выборга»
Тема
методической
работы
учреждения:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Цели:_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задачи:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ожидаемые результаты:
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4. …………………………
Направления деятельности:
№

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Планируемый
результат

1. Организационное сопровождение
1.1. Анализ профессиональных дефицитов педагогических работников
1.2.Организация дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации)
1.3.Планирование работы методического совета
1.4.Планирование работы педагогического совета
1.5.Планирование работы методических объединений педагогических работников
2. Информационное сопровождение
2.1.Организация сетевого взаимодействия
2.2.Организация публикаций передового педагогического опыта
2.3.Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов
3. Методическое сопровождение

3.1.Работа с кадрами: сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов
педагогов с профессиональными дефицитами
3.2.Работа с кадрами: распространение передового педагогического опыта
3.3.Работа с кадрами: сопровождение молодых педагогов

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом МБОУ
«СОШ №8 г. Выборга»
Протокол № 13 от 03.04.2024


Наверх

Оборудованные учебные кабинеты

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
МТБ для сайта.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».