Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Удивительный мир»

2

Оглавление
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержательная часть программы
Методическое обеспечение программы
Список литературы
Приложение
1. Календарно-тематический план
2. Оценочные материалы

3
7
8
10
11
11
13

3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Со времен Гиппократа известно, что общение с животными идет на пользу здоровью
человека: не только улучшает настроение, но и благотворно сказывается на его
самочувствии. Влияние природы на развитие ребенка огромно. С удивительным,
бесконечным и постоянно меняющимся миром природы, его привлекают шум дождя,
шорох листьев, яркая бабочка, вспорхнувшая с душистого цветка, забавный пушистый
котенок и перламутровые рыбки в аквариуме, переливающиеся всеми цветами радуги.
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто
запоминающихся на всю жизнь.
Взаимодействие с «братьями нашими меньшими» помогает ребенку преодолевать
чувство одиночества и депрессию, дает возможность почувствовать себя нужным и
любимым, способствует преодолению замкнутости и повышению активности при общении.
Опыт показывает, что общение с животными зачастую является самым ярким и
запоминающимся впечатлением для ребенка, доставляет ему удовольствие, вызывает
положительные эмоции, которыми в обычной жизни он не всегда избалован. Дети чувствуют
себя гораздо более комфортно, отступают неприятные симптомы, открывается новый
потенциал для умственного и физического развития.
Актуальность и необходимость создания данной программы определяется тем, что
живой уголок, оранжерея дает возможность общения с живыми объектами, проведение с
ними наблюдений и опытов, приучение
детей к самостоятельности, повышение
ответственность за выполнение заданий, привитию любви к природе.
Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в том, что занятия на
базе живого уголка формируют активную жизненную позицию детей. Они помогают
убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе, и он сам несет ответственность за
прирученных животных.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной
направленности «Удивительный мир» составлена с учётом особенностей детей с ОВЗ.
Практический модуль направлен на социализацию детей данной категории. Программа
является интегрированной, так как основана на синтезе ключевых понятий из области
окружающего мира, экологии, зоологии, ботаники, физиологии животных, краеведения, а
также этики, эстетики и искусства.
Дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный мир» разработана на
основе:
 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
Распоряжением Правительства Российской федерации от 30 марта 2022 года № 678-р),

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»,

Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015г. № 09-3242 «О направлении информации «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ»,

Письма Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
от 1 апреля 2015 года № 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и
оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности»,

4

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28,

Устава МУДО «Станция юных натуралистов» города Выборга,
 Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.
Программа имеет естественнонаучную направленность. Программа разработана для
обучающихся 6 – 10 лет и рассчитана на 1 год. Форма обучения – очная. Обучение ведется на
русском языке. Уровень программы – стартовый.
Принципы построения программы:
 соответствие содержания возрастным особенностям
 нормализация учебной нагрузки обучающихся;
 устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье
 формирование ключевых компетенций – готовности обучающихся использовать
усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения
практических задач
Цель адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
создание специальных условий для формирования у детей с ОВЗ основ экологически
ориентированного сознания, экологической культуры на примере животных, птиц и
растений станции.
Задачи обучения:
Обучающие:
- Обучить начальным сведениям об экологии;
- Познакомить с внешним строением и жизнедеятельностью основных представителей
живого уголка;
- Познакомить с видами растений оранжереи;
- Познакомить детей с домашними животными, насекомыми;
- Познакомить с особенностями зимования животных.
Развивающие:
- Развитие навыков психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- Развитие наблюдательности при рассматривании объектов живой природы;
- Развитие основ заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам;
- Развитие умений любоваться красотой, изяществом животных;
Воспитательные:
- Накопление опыта гуманных отношений к растениям и животным;
- Воспитание активной жизненной позиции обучающегося, способствующей его социальной
адаптации;
- Воспитание эстетического вкуса, бережного отношения к окружающему миру.
Программа рассчитана на один год обучения, два часа в неделю
паузой

с динамической

Формы промежуточной аттестации: тест, исследовательская работа, проектная работа
Планируемые результаты
Изучение программы дает возможность достичь следующих результатов:

5
личностных:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви, уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам.

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
 патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
 уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность
метапредметных:
регулятивные УУД:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
 умение работать с различными источниками биологической информации;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
коммуникативные УУД:
 умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность педагогом и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
познавательные УУД:

формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий (ИКТ-компетенций).
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
предметных:
 усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее
развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине
мира; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов, методологии социальных исследований,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
 формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, умения выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к природе родного края; осознания необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений и
животных родного края.

6
Условия реализации программы
1. Наличие светлого просторного помещения, оборудованного столами, стульями.
2. Необходимые инструменты и материалы:
3. Соблюдение педагогических принципов

Принцип целостности. Предпочитает единство обучения и воспитания, единство
восприятия, эмоционального переживания и практических действий.

Принцип деятельности. На занятиях ребенок находится в постоянном процессе
открытия новых знаний. Действие – способ познания, переживания, сопричастности как со
стороны ребенка, так и со стороны педагога.
 Принцип креативности (творческой деятельности). Педагог провоцирует и поощряет
творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребенок реализует свое
творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

Принцип субъективности, предполагает максимальное содействие развитию
способностей ребенка осознавать себя в связях с другими людьми и окружающим миром.

Принцип гуманности, требующий любви к ребенку, любви к жизни, без чего
невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на
занятиях,

В основе выбора логики содержания лежит принцип восхождения от простого к
сложному.

Принцип доступности - состоит в том, чтобы отражать общенаучный принцип
преемственности, последовательности и постепенности обучения, требует начинать изучение
отдельных разделов с выявления уже имеющихся, сформированных ранее знаний, умений,
навыков (входной контроль).

Принцип наглядности - представляет собой широкий комплекс средств, методов,
приемов, обеспечивающих, с одной стороны, более четкое и ясное восприятие сообщаемых
знаний, а, с другой стороны, представление о взаимосвязи изучаемых явлений с реальной
практикой.
 Принцип дифференциации учебного материала.
 Индивидуальный подход к обучающимся.
4. Систематическое посещение занятий.
5. Педагог с высшим профессиональным образованием и опытом работы.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические
наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить
основы экоцентрической картины мира у детей.
Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, дидактические,
имитационные игры, творческие задания, практические работы, создание экологических
проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в
природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные
представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация,
составление памяток.
Формы достижения воспитательных результатов на занятиях:
Приобретение социальных
знаний

Формирование
ценностного
отношения к
социальной реальности

Получение опыта
самостоятельного
общественного
действия

7
Коллективная творческая игра,
познавательные беседы,
тематические экскурсии,
познавательные опыты,
интеллектуальный конкурс,
тренинг, продуктивная игра,
аукцион идей, играсоревнование, творческая
мастерская, игровая эстафета,
лингвистическая мастерская,
интеллектуальный марафон

II.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Наименование темы

Всего
часов

1

Введение. Планета Земля - наш
общий дом.
Природа и человек

2

2
3
4
5
6
7

Домашние животные
Обитатели живого уголка
Растения оранжереи
Знакомство с экологией
Подведение итогов
ИТОГО

5
4
9
7
8
1
36

Из них
Форма
теория практика проведения
промежуточной
аттестации
1
1
Комплексная
работа (тест
+выполнение
3
2
практических
3
1
заданий)
5
4
3
4
5
3
0
1
20
16

Календарный учебный график
Продолжительность учебного года
Набор и формирование групп

36
недель
с 29.08.2023

Начало занятий
Окончание занятий
зимние
летние
Продолжительность занятия
Деятельность детей
Количество детей в группе
Аудиторные занятия
Внеаудиторные занятия

по 01.09.2023
04.09.2023
27.05.2024

Каникулы:
30.12.2023
28.05.2024

08.01.2024
31.08.2024

40 минут
Осуществляется в одновозрастных группах
Группа-12 человек
Один раз в неделю, с продолжительностью
40 минут
Согласно КТП

8
Ш.СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Введение-2ч. Планета Земля - наш общий дом».
Теория: Понятия «адрес», «планета», «глобус», «звезда», «живые организмы», «экология»,
«космонавт». Строение Солнечной системы: заочное путешествие по Солнечной системе,
знакомство с ее «жителями»- планетами. Выяснение, для кого Земля является общим домом
(для человека, растений, животных).
Практика: Обсуждение стихотворения про адреса. Знакомство с адресами проживания друг
друга (упражнение «Я живу по адресу»).
Раздел 1. Природа и человек-5ч
Мы на одной живем планете. Теория: Сходство и различия живых организмов. Совместное
существование на планете. Главное отличие человека от других живых организмов.
Практика: игровое упражнение «Я – планета», игра «Растение или животное».
Строение растений. Теория: Строение растений. Части растения: корень, стебель, лист,
цветок. Их значение. Практика: Изображение схемы строения растения.
Места обитания растений. Теория: Понятия: "растения леса" (лесные деревья, кустарники,
травы), "степные растения", "водные растения", "среда обитания". Среды обитания растений:
воздушноназемная, водная, почва. Особенности строения кувшинки белой и ряски малой в
связи с водной средой обитания. Сбор букетов из растений. Отличия растений леса, степи и
водных растений. Цветовые отличия. Практика: экскурсия по лесу, степи, берегу залива.
Рассматривание живых травянистых растений, их частей; определение цветовых различий.
Рассматривание гербарных образцов растений цветных иллюстраций, слайдов древесных,
кустарниковых и цветочно-декоративных растений. Работа с таблицей «Строение растения».
Изображение схемы строения растения. Отгадывание загадок о растениях. Игра «Путаница».
Листья. Строение листа. Теория: Закрепление знаний о средах обитания растений,
знакомство со строением листа (листовая пластинка, черешок, разноцветные зернышки).
Разнообразие и разноцветие листьев. Практика: Дидактическая игра "Чей лист"
Осенние листья. Теория: Начальные представления о подготовке растений к зиме. Понятие о
листопаде. Многообразие и разнообразие осенних листьев растений. Практика: Путешествие
по страницам рабочей тетради. Подвижная игра «Мы - осенние листочки». Самостоятельная
работа с трафаретом, раскрашивание осенних листьев.
Разноцветный мир окружающей природы. Теория: Цветовая гамма природы осенью.
Практика: Рассматривание осенних пейзажей. Самостоятельная работа над осенним
пейзажем.
Хвойники на территории СЮН. Теория: Хвойные растения. Практика: Рассматривание на
участке хвойных: ели, туи; кустарников: магонии, спиреи. Выполнение контрольных
заданий. Подвижные игры на воздухе.
Экскурсия: разноцветная природа в мире животных. Практика: Наблюдение за разноцветной
осенью, животными на территории станции при соблюдении правил поведения в природе.
Узнавание известных живых организмов и первое знакомство с незнакомцами. Подвижные
игры.
Раздел 2. Домашние животные-4 ч.
Понятие о принадлежности животных к домашним животным.
Теория: Кошка, собака. Отличительные особенности внешнего строения вида. Разнообразие
видов. Практика: Кормление и уход.
Теория: Куры, утки, гуси. Отличительные особенности внешнего строения вида. Практика:
Кормление и уход.
Зимовка домашних животных. Теория: Парад домашних животных (кошка, собака, куры,
корова, лошадь, коза, овца, утка, гуси и др.). Подготовка человеком зимовки домашних
животных: утепление помещений, заготовка кормов. Необходимость ухода. Практика:

9
Обсуждение рассказа-сказки старого кота, лежащего на печи. Обсуждение проблемы
брошенных домашних животных. Игра – превращение с имитацией движений домашних
животных. Рассказ о своем любимом домашнем животном и заботе о нем. Выполнение
портрета своего домашнего животного.
Раздел 3. Обитатели живого уголка – 9 ч
Организация жизненного пространства обитателей живого уголка. Теория: Знакомство с
разными видами клеток для птиц, аквариумом для рыб.
Уход за животными живого уголка. Теория: Знакомство с правилами чистки клеток
обитателей живого уголка.
Попугаи. Теория: Отличительные особенности внешнего строения внешнего вида.
Разнообразие видов. Практика: Кормление и уход. Проблемы со здоровьем.
Песчанки. Теория: Отличительные особенности внешнего строения внешнего вида.
Разнообразие видов. Практика: Кормление и уход. Проблемы со здоровьем.
Морская свинка. Теория: Отличительные особенности внешнего строения внешнего вида.
Разнообразие видов. Практика: Кормление и уход. Проблемы со здоровьем.
Шиншилла. Теория: Отличительные особенности внешнего строения внешнего вида.
Разнообразие видов. Практика: Кормление и уход. Проблемы со здоровьем.
Белка дегу. Теория: Отличительные особенности внешнего строения внешнего вида.
Разнообразие видов. Практика: Кормление и уход. Проблемы со здоровьем.
Аквариум и его обитатели. Теория: Аквариум, его устройство и содержание. Аквариумные
растения. Аквариумные рыбы. Практика: Корм и кормление.
Декоративный кролик. Домашние кролики. Теория: Отличительные особенности внешнего
строения вида. Разнообразие видов. Практика: Кормление и уход. Проблемы со здоровьем.
Раздел 4. Растения оранжереи – 7 ч
Знакомство с оранжереей. Теория: Строение теплицы. Уход за растениями
Что растет в оранжерее? Теория: Биологические особенности растений уголка живой
природы.
Кактусы. Алоэ древовидное. Драцена деремская. Опунция. Пеларгония. Пальма. Теория:
Происхождение. Описание. Практика: Уход за ними.
Практика: Подготовка почвы. Посадка комнатных растений
Раздел 5. Знакомство с экологией – 8ч
Теория: Что такое экология? Как охраняют природу. (Просмотр фрагментов видеофильма
экология). Как помочь птицам зимой. Теория: Приспособление птиц к самостоятельной
добыче корма, которого зимой мало. Необходимость помощи зимующим птицам.
Знакомство с различными типами кормушек. Птичье меню. Правила подкормки. Практика:
Изготовления простейшей кормушки. Приготовление кормовой смеси, наполнение ею
кормушки, развешивание на дереве.
Зимняя подкорка птиц. Практика: Изготовление кормовой смеси, наполнение смесью
кормушек, проведение наблюдений.
Первоцветы. Охрана первоцветов. Теория: Знакомство с первыми цветами, появляющимися
весной в нашей местности (гусиный лук, чистяк весенний, мать - и - мачеха, пролеска
сибирская, мускари, фиалка душистая, подснежник, первоцвет, медуница) с помощью
компьютерной презентации или демонстрации цветных изображений первоцветов с краткой
информацией о них. Причины того, что первоцветы становятся редкими растениями.
Практика: Подвижно-речевая игра. Рисование букета из весенних цветов. Разучивание
стихотворения «Если я сорву цветок…». Игра «Да – нет».
Птичьи хлопоты. Теория: Птицы, прилетающие к нам весной (ласточки, соловей, жаворонок
полевой, скворцы). Их поведение и поведение весной зимующих птиц. Весеннее пение птиц.
Способы гнездования и ухода за потомством. Основные птичьи заботы весной. Вторжение в

10
жизнь птиц других живых организмов. Оказание помощи людьми птицам в их весенних
хлопотах. Виды искусственных гнездовий. Практика: Решение экологических задач.
Рисование птичьего жилища: искусственного или естественного с кладкой яиц или с
птенцами (по выбору детей).
День Птиц. Теория: Понятие об экологических праздниках. История празднования " Дня
птиц". Практика: Просмотр мультфильма «Сказка старого дуба» (реж. О.Ходатаева, 1948г.),
обсуждение поступков мальчика Макара.
Обитатели весеннего сада. Насекомые. Теория: Отличительные признаки насекомых: 6 ног и
3 части тела. Многообразие насекомых. Отдельные представители насекомых: семиточечная
божья коровка, оса, бабочки (белянка, лимонница) муха, комар, пчела, муравьи, жуки,
стрекозы. Практика: Рисование бабочки или другого насекомого по выбору.
Роль насекомых в природе и в жизни человека. Теория: Значение насекомых в природе.
Приносимая насекомыми польза и наносимый ими вред человеку. Практика: Игровые
упражнения.
Путешествие по Красной книге Ленинградской области. Растения. Теория: Редкие растения,
занесенные в Красную книгу. Практика: игровое упражнение «Узнай и назови меня».
Путешествие по Красной книге Ленинградской области. Животные. Теория: Животные,
занесенные в Красную книгу. Практика: игровое упражнение «Узнай и назови меня».
Откуда берётся и куда девается мусор. Практика: Акция «Чистые берега»
Экологический праздник. Разноцветные времена года: осень, зима, весна, лето. Практика:
Ответы на вопросы – задания по темам всей программы, подвижные конкурсы, игры на
воздухе. Размышления о наступающем разноцветном лете. Творческие посвящения временам
года: чтение стихов, загадывание загадок, исполнение детских песен, театрализация
экологических ситуаций.
Подведение итогов - 1ч
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ Раздел, тема

1

2

Теоретическо
Введение.
Планета Земля - е занятие
наш общий дом.
Практическое
Природа и
занятие
человек

3

Домашние
животные

4

Обитатели
живого уголка
Растения
оранжереи
Знакомство с
экологией
Подведение
итогов

5
6
7

Форма
занятий

Экскурсии
Игровое
занятие

Методы

Объяснительноиллюстративные,
наглядные
Репродуктивные
исследовательски
е

Дидактический
Форма
материал и ТСО. подведения
Средства обучения итогов
и воспитания.
 простой карандаш, Наблюдение
гелевая ручка,
фломастер, маркер,
Выставка
акварельные краски;
 аудио- и
Коллективное
видеозаписи;
творческое дело
 тексты
художественных
Опрос
произведений;
 альбомы;
Дневник
 таблицы, плакаты; наблюдений
 видеофильмы;
 разработки занятий;
 банк презентаций;
 сборник игр
Справочная литература

11
V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Аквариумные рыбки. Ростов н /Д: Издательский дом Владис,2013.
2. Аквариумист (аквариумы и террариумы). Ред. Айнзафт Ю.С. М.: «Агропромиздат»,
1991г.
3. Альтман Д. Декоративные кролики. М.: «Аквариум-Принт», 2008г.
4. Барбара Корк. Тайны живой природы. Жизнь растений. М.: РОСМЭН,1997.- С.54- 57.
5. Бианки Виталий. Птичьи разговоры. Рассказы и сказки. Ташкент: Юлдузча, 1987.
6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7лет. Воронеж, 2009.
7. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. М.- Ленинград: Издательство
Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1949.
8. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры, занятия и
развлечения с детьми. Ставрополь,1982.
9. Джейн Эллиот, Колин Кинг. Детская энциклопедия. М.: РОСМЭН, 1994.
10. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. Москва: ПедагогикаПресс,1993.
11. Жердев Э.С. Попугайчики. Содержание, уход и разведение. М.: «АСР Астрель», 2008г.
12. Иан Уоллес, Роб Хьюм, Рик Моррис. Тайны живой природы. Часть 6. Жизнь птиц. М.:
РОСМЭН, 1997.
13. Красная книга РСФСР. Животные. / Под редакцией Н.В. Елисеева. М.: Россельхозиздат,
1983. – 454с.
14. Красная книга РСФСР. Растения. / Под редакцией В. Д. Голованова. М.:
Росагропромиздат, 1988. - 591с.
15. Формирование экологической культуры дошкольников и младших школьников. /Под
ред. М.В. Медведевой. М.:ЗАО Издательство Икар, 2008.
16. Чуб В.В., Лезина К.Д. Мир комнатных растений. Кактусы и пальмы. М.: «Эксмо-пресс»,
2000г
17. Шпотова Т.В., Трушкина О.Ю. Экспериментальная программа с краткими
методическими рекомендациями для работ с детьми дошкольного и младшего школьного
возраста /5-7 лет/. Обнинск, 1994.
18. Я познаю мир. Детская энциклопедия М.: Издательство АСТ, 1998.- С.94-97.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Карпенко Н.Г. Сборник загадок. – М.: Просвещение, 2008
Колар К. Волнистые попугайчики. М.: «Аквариум», 1997г.
Мир животных. Составитель Б.И. Смирнов. С.-П.: «МиМ-Экспресс», 1995г.
Пимон М.Р. Жизнь леса. М.: «МАХАОН», 2008г.
Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его
творцах. — М.: Просвещение, 2010
6. Энциклопедия для детей. Т.19. Экология. М.: ЗАО Детское изд. «Аванта+», 2001г.
7. Эрнест Д. Миниатюрные обитатели водной среды. - М.: 2006г
1.
2.
3.
4.
5.

Приложение 1
Календарно – тематическое планирование на 2023 – 2024 учебный год
№

Тема

Часы Дата

1

Вводное занятие. Планета Земля - наш общий дом.

1

сентябрь

2

Мы на одной живем планете.

1

сентябрь

3

Места обитания растений

1

сентябрь

12
4

Строение растений. Что общего у разных растений?

1

сентябрь

5

Листья. Строение листа

1

октябрь

6

Разноцветный мир окружающей природы. Осенний пейзаж.

1

октябрь

7

Хвойники на территории СЮН.

1

октябрь

8

Экскурсия: разноцветная природа в мире животных

1

октябрь

9

Домашние животные. Кошка, собака

1

ноябрь

10

Домашние животные. Куры, утки, гуси.

1

ноябрь

11

Зимовка домашних животных

1

ноябрь

12

Организация жизненного пространства обитателей живого
уголка. Знакомство с разными видами клеток для птиц,
аквариумом для рыб.
Уход за животными живого уголка

1

ноябрь

1

декабрь

1

декабрь

15

Знакомство с правилами чистки клеток обитателей живого
уголка.
Попугаи (разновидности)

1

декабрь

16

Песчанки

1

декабрь

17

Морская свинка

1

январь

18

Шиншилла

1

январь

19

Белка дегу

1

январь

20

Аквариум и его обитатели
Декоративный кролик. Домашние кролики

1

январь

1

февраль

1

февраль

23

Что растет в оранжерее? Знакомство с оранжереей. Уход за
растениями
Кактусы. Опунция.

1

февраль

24

Алоэ древовидное

1

февраль

25

Драцена деремская

1

март

26

Пеларгония

1

март

27

Пальма

1

март

28

Подготовка почвы. Посадка комнатных растений

1

март

29

Что такое экология? Как охраняют природу.

1

март

30

Как помочь птицам зимой. Изготовление кормушки. Подкорка

1

апрель

13
14

21
22

птиц.
31

Птичьи хлопоты. День Птиц

1

апрель

32

Первоцветы. Охрана первоцветов

1

апрель

33

Обитатели весеннего сада. Насекомые. Роль насекомых в природе

1

апрель

и в жизни человека

13
34

Путешествие по Красной книге Ленинградской области.

1

май

Растения. Животные.
35

Откуда берётся и куда девается мусор. Акция «Чистые берега»

1

май

36

Экологический праздник. Разноцветные времена года: осень,

1

май

зима, весна, лето. Подведение итогов
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации
Теоретическая часть
1.Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?
а) сосна
б) лиственница
в) кедр
2.Выбери домашних животных
а) куры, енотовидная собака
б) гуси, воробьи
в) утки, кошки
3.Отгадайте загадку
Над цветком порхает, пляшет,
Ветерком узорным машет.
а) шмель
б) бабочка
в) муха
4. Сколько ног у стрекозы?
а) 6
б) 7
в) 8
5. Отгадайте загадку
Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
а) дятел
б) снегирь
в) клест
6. Какие бывают по форме кактусы?
а) большие
б) маленькие
в) круглые
7. Найди и подчеркни картинку герани

14

8. Какие растения относятся к первоцветам?
а) розы
б) бархатцы
в) подснежник
9. Какие животные занесены в красную книгу Ленинградской области?
а) кольчатая нерпа
б) тигр
в) енотовидная собака
10. Как ты поступишь с батарейками?
а) выбросишь в мусорное ведро
б) закопаешь в землю
в) сдашь в пункт приема батареек
Практическая часть
1. Сделай поделку на конкурс
2. Нарисуй весенний пейзаж


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».