2 Оглавление 1. Пояснительная записка стр 3 2. Учебно-тематический план стр 13 3. Содержательная часть программы стр 14 4. Методическое обеспечение программы стр 15 5. Список используемой литературы стр 17 6. Приложения: стр 18 1. Календарно-тематический план стр 18 2. Контрольно-измерительные материалы стр 19 3 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение. Мир цветов окружает нас всюду - и в лесу, и в парке, и на домашних подоконниках цветут и радуют разноцветьем ромашки и астры, розы и пионы, лилии и орхидеи. Мир цветов разнообразен. Это целая планета! Она манит своей красотой, ощущением радости. Знакомство с планетой цветов дарит нашим детям радость и ощущение гармонии. Адаптированная программа направлена на поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать те социально-психологические функции, которые заблокированы у детей с ОВЗ. Данная программа предполагает обучение начальным навыкам в области флористики, причем не только в ее теоретической части, но большее время в программе уделено практическим навыкам. Это является отличием от многих существующих программ для детей данного возраста. Дополнительная общеразвивающая программа «Цветущая фантазия» относится к естественнонаучной направленности. Дополнительная общеразвивающая программа «Цветущая фантазия» разработана на основе: Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2022 года №678-р), Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации «Методические 4 рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», Письма Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 1 апреля 2015 года № 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности», Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28, Устава МУДО «Станция юных натуралистов» города Выборга, Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации. Программа разработана для обучающихся 7-10 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Форма обучения – очная. Обучение ведется на русском языке. Уровень программы - стартовый. Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ через приобщение к созданию композиций, знакомство с миром цветов. Задачи: Обучающие: 1. Обучение сбору и заготовке природного материала для создания простых композиций и букетов. 2. Обучение пользованию инструментами и аксессуарами. 3. Знакомство с различными видами цветов. 4. Обучению уходу за растениями. 5. Обучение самостоятельности, аккуратности, активности. 6. Развитие познавательного интереса к флористике. 7. Развитие художественного вкуса. Воспитательные: 1. Воспитание творческой активности при создании работ. 5 2. Воспитание культуры общения и поведения в социуме. 3. Формирование внимательности, терпения, старательности.. 4. Воспитание бережного отношения к природе. Коррекционные: 1. Способствовать социально-трудовой адаптации обучающихся (развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности, формирование общетрудовых, организационных и конструктивно-технологических умений) Возраст детей, участвующих в реализации программы. В детском объединении ««Цветущая фантазия» занимаются дети 7-10 лет. Для обучения по данной программе особых способностей не требуется, но желательно быть более усидчивым и внимательным, поскольку работа по составлению букетов и композиций – это кропотливый труд. Ожидаемые результаты и способы их проверки. Предметные: Обучающиеся должны знать: -основы построения композиции, -правила сбора и заготовления природного материала, -инструменты и аксессуары, используемые для создания букетов и композиций, -виды фонов для панно и аппликаций, -правила ухода за комнатными растениями, -краткие сведения об однолетних и многолетних цветах, Обучающиеся должны уметь: -составлять простые букеты и композиции -собирать и засушивать природный материал -создавать различные фоны для коллажей и панно -правильно применять аксессуары и инструменты при создании букетов и композиций -ухаживать за комнатными растениями 6 Метапредметные: Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Учиться совместно с педагогом обнаруживать и формулировать проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с педагогом. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью педагога. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации по списку, предложенному педагогом. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Применять воображение и фантазию в работе. Использовать на занятиях культуру труда и технику безопасности. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Личностные: Творческая активность и любознательность при создании работ Эмоциональный отклик на природные явления. Уважительное и бережное отношение к растениям. Режим занятий Программа рассчитана на 36 часов в год, 1 раз в неделю по 1 часу. 7 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОГНОЗИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Цели и задачи Знание основ построения композиции Знание правил сбора и заготовления природного материала Знание bинструментов и аксессуаров. используемых для создания букетов и композиций Виды фонов для панно и аппликаций Правила ухода за комнатными растениями Краткие сведения об однолетних и многолетних цветах Умение составлять простые букеты и композиции Умение собирать и засушивать природный Ожидаемые результаты Показатели Предметные Знает простейшие Применяет нужные основы построения аксессуары, композиции инструменты, упаковку. Правильно применяет вазу. Знает правил сбора Выбирает правильный и заготовления день и условия сбора. природного Соблюдает технологию материала сушки растения. Диагностические методики, способы отслеживания Наблюдение, опрос. Выставки декоративноприкладного творчества Вид и качество материала Знает инструменты и аксессуары , использует для создания букетов и композиций Знает виды фонов для панно и аппликаций Знает правила ухода за комнатными растениями Знает краткие сведения об однолетних и многолетних цветах Умеет составлять простые букеты и композиции Применяет инструменты и материалы для создания букетов и композиций Наблюдение, вид и качество букетов и композиций Создает различные фоны для панно и аппликаций Умеет ухаживать за комнатными растениями Наблюдение, опрос Умеет определять многолетние и многолетние цветы Наблюдение, опрос Составляет букеты и композиции Наблюдение , опрос Умеет собирать и засушивать материал Заготавливает природный материал Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 8 Цели и задачи материал Умение создавать различные фоны для коллажей и панно Умение правильно применять аксессуары и инструменты при создании букетов и композиций Умение ухаживать за комнатными растениями Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения Учиться совместно с педагогом обнаруживать и формулировать проблему Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с педагогом Работа по плану, сверять свои действия с целью, и при Ожидаемые результаты Показатели Диагностические методики, способы отслеживания Умеет создавать различные фоны для коллажей и панно Умеет правильно применять аксессуары и инструменты при создании букетов и композиций Умеет ухаживать за комнатными растениями Создает различные фоны для коллажей и панно Наблюдение опрос Правильно применяет инструменты и аксессуары при создании букетов и композиций Наблюдение опрос выставки Умеет обнаружить и сформулировать проблему Ребенок понимает, что мешает ему выполнить работу. Понятными словами говорит о ней педагогу. Беседа, опрос Умеет составлять план решения проблемы совместно с педагогом Решает проблемы совместно с педагогом Беседа, опрос Ухаживает за Наблюдение, растениями, соблюдает опрос режим полива растений, умеет пересаживать Метапредметные Умеет Умеет выделять главные Беседа, опрос формулировать знания, которые он цель после получит на занятии обсуждения Умеет работать по Исправляет ошибки с плану сверяет свои помощью педагога действия с целью, при Наблюдение. опрос 9 Цели и задачи Ожидаемые результаты необходимости, исправлять свои ошибки с помощью педагога Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации по списку, предложенному педагогом. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др) Применять воображение и фантазию в работе. Использовать на занятиях культуру труда и технику необходимости исправляет ошибки с помощью педагога Показатели Диагностические методики, способы отслеживания самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задач Понимание задачи и поиск и нахождение путей решения в альбомах, книгах, Интернете Наблюдение, опрос Обучающиеся умеют отбирать необходимые источники информации по списку, предложенному педагогом Умеет добывать новые знания, извлекать информацию в разных формах Обучающиеся грамотно пользуются необходимыми источниками информации. Наблюдение, опрос Добывает новые знания, извлекает информацию в разных формах Наблюдение. опрос Умеет применять воображение и фантазию в работе Применяет воображение Наблюдение и фантазию в работе выставки работ Умеет использовать на занятиях культуру Соблюдает на занятиях культуру труда и технику безопасности Наблюдение, опрос 10 Цели и задачи безопасности. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Творческая Ожидаемые результаты Показатели Диагностические методики, способы отслеживания труда и технику безопасности Умеет донести свою позицию до других При обсуждении аргументированно и грамотно освещает вопрос. Опрос, беседа, диалог Умеет донести свою позицию до других, высказывает свою точку зрения. Обосновывает, приводит аргументы Доносит свою позицию до других, обосновывает, приводя доводы, аргументы Наблюдение Умеет слушать Слушает других, других, пытается принимает другую принимать другую точку зрения точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Наблюдение Научился уважительно относиться к позиции другого, и договаривается. Наблюдение Проявление Уважительно относится к позиции другого Личностные Обучающийся Наблюдение 11 Цели и задачи Ожидаемые результаты Показатели активность и любознательность при создании работ проявляет творческую активность и любознательность при создании работ Эмоциональный отклик на природные явления. творческой активности и любознательности при создании работ Эмоционально реагирует на природные явления. Уважительное и бережное отношение к растениям. Уважительно и бережное относится к растениям. Обучающийся бережно относится к растениям Наблюдает за природными явлениями и эмоционально реагирует Диагностические методики, способы отслеживания опрос Наблюдение, опрос Условия реализации программы 1. Наличие светлого просторного помещения, оборудованного столами, стульями. 2. Необходимые инструменты и материалы: Ножницы Бумага Картон Природный материал Аксессуары Клей Кисти Краски Мелки Клеевой пистолет Ленты Коробочки Баночки 12 3. Соблюдение педагогических принципов: Принцип целостности. Предпочитает единство обучения и воспитания, единство восприятия, эмоционального переживания и практических действий. Принцип деятельности. На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие– способ познания, переживания, сопричастности как со стороны ребенка, так и со стороны педагога. Принцип креативности (творческой деятельности). Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребенок реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность. Принцип субъективности, предполагает максимальное содействие развитию способностей ребенка осознавать себя в связях с другими людьми и окружающим миром. Принцип гуманности, требующий любви к ребенку, любви к жизни, без чего невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях, В основе выбора логики содержания лежит принцип восхождения от простого к сложному. Принцип доступности - состоит в том, чтобы отражать общенаучный принцип преемственности, последовательности и постепенности обучения, требует начинать изучение отдельных разделов с выявления уже имеющихся, сформированных ранее знаний, умений, навыков (входной контроль). Принцип наглядности - представляет собой широкий комплекс средств, методов, приемов, обеспечивающих, с одной стороны, более четкое и ясное восприятие сообщаемых знаний, а, с другой стороны, представление о взаимосвязи изучаемых явлений с реальной практикой. Принцип дифференциации учебного материала. Индивидуальный подход к обучающимся 4. Систематическое посещение занятий. 5. Педагог со средним или высшим профессиональным образованием и опытом работы. Формы подведения итогов реализации программы 13 1. Творческие конкурсы и выставки внутри коллектива. 2. Открытые показы изделий. 3. Конкурсные выставки декоративно-прикладного творчества на муниципальном и региональном уровне. П. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Наименование темы «Цветы острова Мюллюсаари» Экскурсия по территории СЮН. Природные материалы. Букеты и композиции из срезанных цветов и природного материала Вазы, кашпо, контейнеры для букетов и композиций Коллажи и фоны к ним Мастерская Деда Мороза Цветы в легендах и преданиях Цветы из гофрированной бумаги и салфеток Комнатные растения Праздники в народном календаре Топиарии Первоцветы Посев cемян цветов, пикировка ИТОГО Всего часов Из них Формы проведения промежуточной аттестации 2 теория 1 практика 1 2 3 1 1 1 2 2 1 1 7 4 4 2 1 5 4 3 3 1 2 1 3 1 1 2 1 1 3 - 1 1 3 36 9 27 Комплексная работа (тест +выполнение практических заданий) Календарный учебный график Продолжительность учебного года Набор и формирование групп Начало занятий Окончание занятий Каникулы Зимние 36 недель с 29.08.2023 по 01.09.2023 04.09.2023 27.05.2024 30.12.2023 - 08.01.2024 14 Летние Продолжительность занятий Деятельность детей 28.05.2024 - 31.08.2024 40 минут Осуществляется в разновозрастных группах 12 человек 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут По КТП Количество детей Аудиторные занятия Внеаудиторные занятия Ш. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ № п/п Тема 1 Формы организации Групповая Тема 2 Групповая, парная Тема 3 Групповая, парная Тема 4 Групповая Тема 5 Групповая Тема 6 Групповая Тема 7 Групповая Виды деятельности Виды цветов, учебноопытный участок, живой уголок, оранжерея Природные материалы цветы, ветки, листья, шишки, желуди, семена. Сбор, хранение, сушка. Букет в форме спирали. Способы создания букета. Сочетание цветов. Вазочки, бутылочки, коробочки. Растительный фон, Создание растительного фона. Фроттаж. Создание картинки способом фроттаж. Декупаж. Способы создания фона.. Отпечаток. Создание картины на фоне. Новогодний веночек. Элементы и материалы веночка. Креативная елочка. Элементы и материалы для елочки. Аксессуары елки. Подсвечник. Элементы и материалы для подсвечника. Открытка. Способы создания. Материалы. Роза. Легенда о розе. Роза из салфеток Гвоздика. Гвоздика из салфеток 15 Тема 8 Групповая Тема 9 Групповая, парная Тема 10 Групповая Тема 11 Групповая Тема 12 Групповая Тема 13 Групповая гвоздики. Лилия. Легенда о лилии... Легенда о фиалке. Рисунок цветов с применением салфеток Салфетки трехслойные, двухслойные. Гофрированная бумага. Конфеты. Приемы и способы создания цветов. Декоративно- лиственные растения. Цветущие растения. Кактусы и суккуленты. Уход за растениями. Праздники. Виды праздников. Оформление подарков. Виды бантов. Виды топиариев. Создание топиариев. Оформление кроны Примулы, мускарики, пролеска, подснежники. Нарциссы. Тюльпаны.. Экскурсия на УОУ Семена бархатцев, агератума, астр. Способы засева семян в ящики. Состав почвы. Глубина. Высадка растений на клумбы IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ № Раздел, тема 1. 2. Форма занятий Методы Дидактический материал и ТСО. Средства обучения и воспитания. Словесны Учебно-опытный участок й (устное СЮН. Живой уголок, изложение оранжерея. ) Цветы Экскурсия острова Мюллюсаари. Экскурсия на «СЮН». Природные Практическое Объяснит УОУ СЮН, материалы. и ельноиллюстрации, теоретическо иллюстрат изделия, Форма подведени я итогов Беседа рисунки, Беседа готовые выставка 16 № Раздел, тема 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Форма занятий Методы Дидактический материал и ТСО. Средства обучения и воспитания. е занятие ивный мультимедиапроектор, персональный компьютер Букеты и Практическое Объяснит Срезанные цветы, вазы, композиции и ельнофлористическая губка. из срезанных теоретическо иллюстрат . рисунки, иллюстрации, цветов и е занятие ивный готовые изделия, природного мультимедиапроектор, материала. персональный компьютер Вазы, кашпо. Практическое Объяснит Баночки. бутылочки, контейнеры и ельнокоробочки, аксессуары, для букетов и теоретическо иллюстрат флористический композиций е занятие ивный материал. рисунки, иллюстрации, готовые изделия, Коллажи и Практическое Объяснит Бумага, краски, кисти, фоны к ним и ельномелки, засушенные теоретическо иллюстрат лисья. цветы, стекло е занятие ивный Мастерская Практическое Объяснит Бумага, клей ПВА, деда Мороза и ельношишки. аксессуары, теоретическо иллюстрат ветки хвойных деревьев, е занятие ивный свечи рисунки, иллюстрации Цветы в Практическое Объяснит Бумага, краски, клей, легендах и и ельномелки, засушенный преданиях теоретическо иллюстрат материал е занятие ивный рисунки, иллюстрации, готовые изделия, мультимедиапроектор, персональный компьютер Цветы из Практическое Объяснит рисунки, иллюстрации, гофрированн и ельноготовые изделия, ой бумаги и теоретическо иллюстрат мультимедиапроектор, салфеток. е занятие ивный персональный компьютер Комнатные Практическое Объяснит Учебные пособия, растения и ельнорастения в горшках теоретическо иллюстрат е занятие ивный, наглядны Форма подведени я итогов наблюден ие Выставка конкурсы наблюден ие Выставка конкурсы Выставка конкурсы Беседа выставка Беседа наблюдени е Выставка конкурсы Наблюден ие опрос 17 № Раздел, тема Форма занятий 10 Праздники в Практическое народном и календаре теоретическо е занятие 11 Топиарии Практическое и теоретическо е занятие 12 Первоцветы Практическое и теоретическо е занятие 13 Посев семян Практическое цветов и теоретическо е занятие Методы й Объяснит ельноиллюстрат ивный, наглядны й Объяснит ельноиллюстрат ивный, наглядны й Объяснит ельноиллюстрат ивный, наглядны й Объяснит ельноиллюстрат ивный, наглядны й Дидактический Форма материал и ТСО. подведени Средства обучения и я итогов воспитания. Учебные пособия, образцы, ножницы ленты. бумага, клеевой пистолет рисунки, иллюстрации, готовые изделия Учебные пособия, образцы, клей ПВА листья, контейнер, гипс, палочка фольга, газета клеевой пистолет Учебные образцы. иллюстрации, изделия опрос наблюден ие Выставка конкурсы пособия, опрос рисунки, готовые Учебные пособия, наблюден контейнер с грунтом. ие Семена цветов V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов Москва,2015 2. Хохлова Е. Корзина с цветами – М: 2016. 3. Цветы (журнал М.,2005-2017.) 4. Белякова О.В. Большая книга поделок - М.: .2014 5. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн: Москва ,2012 6. Осипова Н.В. Цветочный дизайн круглый год: Москва , 2005. 7. Украшаем дом цветами: Москва, 2013 8. Людмила Солод. Цветочное чудо-коллажи: Москва, 2016. 9. Елена Смирнова Новогодние композиции: Москва, 2010. 10. Лыкова И.А. Лесные поделки: Москва, 2013. 18 11. Марьина Ю. Коллажи и панно. М.,2006. 12. Мамонтова Ю. Гобелены и ширмы. М.,2014. Литература для обучающихся 1. Белякова Ольга Викторовна Большая книга поделок - ООО « Издательство АСТ» 2009 г. 2. Екатерина Немешаева. Фантазии из природных материалов - м. Айриспресс,2011 3. Рогаткина Татьяна Викторовна. Листья, травы, семена. - Издательский дом «Карапуз» Приложение 1 Календарно-тематический план на 2023-2024 учебный год № п/п 1 Цветы острова «Мюллюсаари» Экскурсия 02.09. 1.2 Однолетние и многолетние цветы 09.09. 2.1 2.2 Природные материалы. Правила сушки цветов для коллажей 3.1 3.2 Букет в форме спирали Композиция с применением флористической губки Букет из осенних листьев Вазы, кашпо. Контейнеры для букетов Декорирование баночки для цветов Коллажи и фоны Растительный фон «Фроттаж». Создание картинки способом «фроттаж» «Отпечаток». Создание коллажа. Коллаж из засушенных листьев «Ежик» Беседа, видео ролик Беседа Практическое занятие Практ. занят. Беседа Практ. занят. Беседа Практ. занят. Беседа Практ. занят. Беседа Практ.занят Беседа практ. зан. Беседа, практ. занят. Практ. занят. Практ. занят. 14.10. 21.10. 28.10. 11.11. 18.11. 25.11. Беседа. практ. зан 13.01. Беседа, практ. зан 20.01. Беседа 27.01. Практическое занятие 03.02. 3.3 4.1 4.2 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 6.1 6.2 6.3 6.4 Тема занятия Комбинированный коллаж Новогодняя открытка с применением засушенного материала Новогодний веночек. Дизайн венка. Аксессуары. Креативная елочка. Элементы, материалы и аксессуары. Подсвечник. Элементы и материалы, аксессуары. Рождество. Оформление подарка Форма занятий Дата 16.09. 23.09. 30.09. 07.10. 02.12. 09.12. 16.12. 23.12. 19 № п/п 7.1 7.2 7.3 7.4 8.1 Тема занятия 8.2 Розы. Легенды о розе Гвоздики. Легенды о гвоздике. Лилии. Легенды. Фиалки. Легенды. Цветы из гофрированной бумаги салфеток Розы из салфеток 8.3 Гвоздики из салфеток 9.1 Комнатные растения 10.1 10.2 10.3 11 12. 13.1 13.2 13.3 Праздники. Виды праздников Оформление подарков. Виды бантов Топиарии Первоцветы Посев семян цветов Пикировка растений. Высадка бархатцев. Итого: 36 часов Форма занятий Беседа Беседа Беседа Практ. занят. и Беседа Беседа. Прак. занятие Практическое занятие Практическое занятие Беседа Беседа, практ. зан. Беседа. Прак. зан. Беседа Практ. зан. Беседа, практ. зан. Беседа, практ. зан. Прак. занятие Дата 10.02. 17.02. 24.02. 02.03. 09.03. 16.03. 23.03. 30.03. 06.04. 13.04. 20.04. 27.04. 04.05. 11.05. 18.05. 25.05. Приложение 2 Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации Теоретическая часть 1. Вопрос: Какие цветы произрастают на острове «Мюллюсаари»? А. Однолетники и многолетники Б. Экзотические 2. Вопрос: Какие природные материалы вы знаете? А. Шишки. ветки. плоды, семена мох Б.Стеклышки, бусики, ленточки 3. Вопрос: Что такое букет? А. Пучок растений, собранный по спирали и перевязанный в точке пересечения Б. собранные в любом порядке растения и поставленные в сосуд 20 4. Вопрос: Какой материал применяют для композиции из живых цветов? А. Флористическая губка Б. Обыкновенная губка 5. Вопрос: Какие бывают фоны для флористических коллажей? А. Растительный, фроттаж, отпечаток Б. Вода, воздух. железо 6. Вопрос: Какие материалы применяются для флористических коллажей? А. Засушенные цветы, листья Б. Продукты питания, посуда. 7. Вопрос: Какие материалы применяют для новогодних композиций? А. Мишура, бусы, шарики, и т.д Б. Книги, тетради. 8. Вопрос: Какие бывают праздники? А. Государственные, народные, православные Б. Повседневные 9. Вопрос: Какие бывают комнатные растения? А. Цветущие и декоративно-лиственные. Б. Искусственные 10.Вопрос: Семена каких цветов высаживаем весной на клумбы А. Однолетних Б. деревьев, кустарников Практические задания. 1. Украсить новогодний веночек аксессуарами. 2. Сделать флористический коллаж на любом фоне 3. Посадить семена подсолнуха на клумбу.