Приложение 1 к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ № 8 г. Выборга», утвержденной приказом №199 от 30.08.2024 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Выборга» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Искусство владения словом» для 8 – 9 классов основного общего образования Составитель: Муравьева Нина Владимировна учитель литературы Выборг 2024 Пояснительная записка Рабочая программа «Искусство владения словом» является частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 8 г. Выборга» (далее – учреждение). Задачи: 1. Формировать представление о словесности как части общечеловеческой культуры, понимание значимости словесности для овладения русским языком, а именно, что все богатства языка существуют для их употребления. 2. Нацелить обучающихся на творческое овладение русским языком. 3. Приобщить обучающихся к интеллектуально-творческой деятельности. 4. Применять богатейшие возможности языка для выражения собственных мыслей и чувств. 5. Воспринимать художественное произведение как явление искусства слова. 6. Создать условия для формирования и поддержания устойчивого интереса к чтению. 7. Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству. Результаты освоения курса «Искусство владения словом» Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать жизненную проблему, определять цель деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Личностные результаты: - формирование стойкого интереса к овладению родной речью, в частности, воспитание уважительного отношения к культурному наследию носителей русского языка; - ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; - развитие критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания; - развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении лингвистических задач; - формирование умения контролировать процесс и результат учебной языковой деятельности; В результате изучения данного курса обучающийся должен знать/понимать: основные правила работы с текстом; основные средства выразительности; основные сведения по стилистике русского языка; орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы; уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности; определять стилистическую принадлежность слов и выражений; работать со стилистическими синонимами; использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста; использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, совершенствования коммуникативных способностей, развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности. Учебные занятия курса имеют безоценочную систему. Программа рассчитана на 2 года обучения по 34 часа в 8 и 9 классах. 2. Содержание курса «Искусство владения словом» 8 класс Тема 1. Употребление языка Теория: стилистические возможности слов и выражений; обшеупотребительные слова и слова ограниченного круга употребления. Практическая часть: играем со словами (употребление слов в разных стилистических контекстах, жанрах; лингвистические шарады, занимательные задачи-шутки) Тема 2. Средства художественной изобразительности Теория: своеобразие материала словесности; значение средств художественной изобразительности; тропы - сравнение, аллегория, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола; фигуры речи - инверсия, повтор, риторические вопросы и восклицания, антитеза. Практическая часть: играем со словами (употребление слов в разных стилистических контекстах, жанрах; анализ фрагментов произведений, занимательные задачи-шутки; языковые пародии). Тема 3. Юмор в произведениях словесности Теория: приемы комического (комическая неожиданность; соединение несоединимого; остроумная речь). Практическая часть: играем со словами (языковая игра; анализ фрагментов произведений, занимательные задачи-шутки; языковые пародии). Тема 4. Произведения устной народной словесности Теория: эстетический идеал; особенности языка жанров устного народного творчества, в частности, былины, легенды, предания. Практическая часть: комплексный анализ текстов былин (фрагментов). Тема 5. Эпическое произведение, его особенности Теория: отличие эпического произведение от лирического и драматического; особенности языка эпического произведения. Практическая часть: играем со словами и текстами (написание одного текста по разным родам словесности). Тема 6. Лирическое произведение, его особенности Теория: особенности языка лирического произведения. Практическая часть: играем со словами (рифмовка слов); игра в буриме. Тема 7. Драматическое произведение, его особенности Теория: особенности языка драматического произведения; как изображается характер героя в пьесе; сюжет драматического произведения. Практическая часть: переложение фрагмента эпического произведения в контекст драматического; сочинение репризы на школьную тему. Формы организации учебных занятий: - лекции, беседы, практикум, консультации; - уроки - исследования, ролевые игры, уроки - путешествия, уроки – сказки; - практические работы; - изготовление наглядных пособий по литературе и русскому языку; - игры; - обсуждение заданий по дополнительной литературе; - доклады учеников; - составление рефератов; Виды деятельности элективного курса: - решение занимательных задач; - знакомство с научно-популярной литературой; - самостоятельная работа; - учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия); - работа в парах, в группах; - проектная деятельность. 3. Тематическое планирование 8 класс № п/п Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 7 10 3 2 4 4 4 34 http://www.fipi.ru/ http://www.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.profileedu.ru http://www.ed.gov.ru http://gramota.ru Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Основные аспекты анализа текста. Выразительное чтение. Пересказ. 1 Обучение построению монологического высказывания. Что значит «владеть словом»? 4 http://www.fipi.ru/ http://www.edu.ru http://www.ege.edu.ru http://www.profileedu.ru http://www.ed.gov.ru http://gramota.ru Обучение сочинению по тексту. Композиция сочинения. Клише. Рецензирование и редактирование творческой работы 6 7 Самостоятельная работа с текстами при помощи рекомендации учителя 6 8 Самостоятельная творческая работа с текстами 5 Итого 34 1 2 3 4 5 6 7 Наименование темы Употребление языка Средства художественной изобразительности Юмор в произведениях словесности Произведения устной народной словесности Эпическое произведение, его особенности Лирическое произведение, его особенности Драматическое произведение, его особенности Итого 9 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование темы 6 4 2 4. Учебно-методический комплекс. 1. Н. А. Сенина, С. В. Гармаш, С. А. Диденко .Учебно-методический комплекс «Русский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ -2023» ()- «Легион» Ростов –на-Дону, 2022. 2. Иванова С.Ю. ОГЭ 8-9 класс: Русский язык: 9 класс: Издательство «Экзамен» 3. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/ Электронные образовательные ресурсы: 1. http://www.edu.ru –каталог образовательных интернет-ресурсов; 2. http://www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена; 3. http://www.profile-edu.ru - сайт по профильному обучению; 4. http://www.ed.gov.ru - сайт Министерства образования РФ 5. http://gramota.ru – портал по культуре речи Оборудование: - компьютер; - мультимедийный проектор; - экран; - принтер. Таблицы по русскому языку 5 - 9 классы.