Искусство владения словом

Приложение 1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ «СОШ № 8 г. Выборга»,
утвержденной приказом №199 от 30.08.2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Выборга»

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
учебного предмета
«Искусство владения словом»

для 8 – 9 классов
основного общего образования

Составитель: Муравьева Нина Владимировна
учитель литературы

Выборг 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа «Искусство владения словом» является частью основной образовательной
программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 8 г. Выборга» (далее – учреждение).
Задачи:
1. Формировать представление о словесности как части общечеловеческой культуры, понимание
значимости словесности для овладения русским языком, а именно, что все богатства языка
существуют для их употребления.
2. Нацелить обучающихся на творческое овладение русским языком.
3. Приобщить обучающихся к интеллектуально-творческой деятельности.
4. Применять богатейшие возможности языка для выражения собственных мыслей и чувств.
5. Воспринимать художественное произведение как явление искусства слова.
6. Создать условия для формирования и поддержания устойчивого интереса к чтению.
7. Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и
сотрудничеству.
Результаты освоения курса «Искусство владения словом»
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать жизненную проблему,
определять цель деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей. Уметь определять возможные источники
необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Отстаивая свою
точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Учиться критично относиться к
своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Личностные результаты:
- формирование стойкого интереса к овладению родной речью, в частности, воспитание
уважительного отношения к культурному наследию носителей русского языка;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- развитие критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания;
- развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении
лингвистических задач;
- формирование умения контролировать процесс и результат учебной языковой деятельности;
В результате изучения данного курса обучающийся должен знать/понимать:
 основные правила работы с текстом;
 основные средства выразительности;
 основные сведения по стилистике русского языка;
 орфографические правила;
 синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь:
 различать средства выразительности;
 находить в тексте средства выразительности;
 анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
 определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
 работать со стилистическими синонимами;
 использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
 использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа,
совершенствования коммуникативных способностей, развития интеллектуальных способностей,
навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения
в различных областях человеческой деятельности.
Учебные занятия курса имеют безоценочную систему.
Программа рассчитана на 2 года обучения по 34 часа в 8 и 9 классах.
2. Содержание курса «Искусство владения словом»
8 класс
Тема 1. Употребление языка
Теория: стилистические возможности слов и выражений; обшеупотребительные слова и слова
ограниченного круга употребления.
Практическая часть: играем со словами (употребление слов в разных стилистических контекстах,
жанрах; лингвистические шарады, занимательные задачи-шутки)
Тема 2. Средства художественной изобразительности
Теория: своеобразие материала словесности; значение средств художественной изобразительности;
тропы - сравнение, аллегория, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола;
фигуры речи - инверсия, повтор, риторические вопросы и восклицания, антитеза.

Практическая часть: играем со словами (употребление слов в разных стилистических контекстах,
жанрах; анализ фрагментов произведений, занимательные задачи-шутки; языковые пародии).
Тема 3. Юмор в произведениях словесности
Теория: приемы комического (комическая неожиданность; соединение несоединимого; остроумная
речь).
Практическая часть: играем со словами (языковая игра; анализ фрагментов произведений,
занимательные задачи-шутки; языковые пародии).
Тема 4. Произведения устной народной словесности
Теория: эстетический идеал; особенности языка жанров устного народного творчества, в частности,
былины, легенды, предания.
Практическая часть: комплексный анализ текстов былин (фрагментов).
Тема 5. Эпическое произведение, его особенности
Теория: отличие эпического произведение от лирического и драматического; особенности языка
эпического произведения.
Практическая часть: играем со словами и текстами (написание одного текста по разным родам
словесности).
Тема 6. Лирическое произведение, его особенности Теория: особенности языка лирического
произведения.
Практическая часть: играем со словами (рифмовка слов); игра в буриме.
Тема 7. Драматическое произведение, его особенности
Теория: особенности языка драматического произведения; как изображается характер героя в пьесе;
сюжет драматического произведения.
Практическая часть: переложение фрагмента эпического произведения в контекст драматического;
сочинение репризы на школьную тему.
Формы организации учебных занятий:
- лекции, беседы, практикум, консультации;
- уроки - исследования, ролевые игры, уроки - путешествия, уроки – сказки;
- практические работы;
- изготовление наглядных пособий по литературе и русскому языку;
- игры;
- обсуждение заданий по дополнительной литературе;
- доклады учеников;
- составление рефератов;
Виды деятельности элективного курса:
- решение занимательных задач;
- знакомство с научно-популярной литературой;

- самостоятельная работа;
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- работа в парах, в группах;
- проектная деятельность.
3. Тематическое планирование
8 класс
№
п/п

Количество
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

7
10
3
2
4
4
4
34

http://www.fipi.ru/
http://www.edu.ru
http://www.ege.edu.ru
http://www.profileedu.ru
http://www.ed.gov.ru
http://gramota.ru

Количество
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Основные цели и задачи курса. Основные
требования к творческой работе.
Основные аспекты анализа текста.
Выразительное чтение. Пересказ.

1

Обучение построению монологического
высказывания.
Что значит «владеть словом»?

4

http://www.fipi.ru/
http://www.edu.ru
http://www.ege.edu.ru
http://www.profileedu.ru
http://www.ed.gov.ru
http://gramota.ru

Обучение сочинению по тексту. Композиция
сочинения. Клише.
Рецензирование и редактирование творческой
работы

6

7

Самостоятельная работа с текстами при
помощи рекомендации учителя

6

8

Самостоятельная творческая работа с текстами

5

Итого

34

1
2
3
4
5
6
7

Наименование темы

Употребление языка
Средства художественной изобразительности
Юмор в произведениях словесности
Произведения устной народной словесности
Эпическое произведение, его особенности
Лирическое произведение, его особенности
Драматическое произведение, его особенности
Итого
9 класс

№
п/п

1
2
3
4
5
6

Наименование темы

6

4

2

4. Учебно-методический комплекс.
1. Н. А. Сенина, С. В. Гармаш, С. А. Диденко .Учебно-методический комплекс «Русский язык.
9 класс. Подготовка к ОГЭ -2023» ()- «Легион» Ростов –на-Дону, 2022.
2. Иванова С.Ю. ОГЭ 8-9 класс: Русский язык: 9 класс: Издательство «Экзамен»
3. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Электронные образовательные ресурсы:
1. http://www.edu.ru –каталог образовательных интернет-ресурсов;
2. http://www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки единого государственного
экзамена;
3. http://www.profile-edu.ru - сайт по профильному обучению;
4. http://www.ed.gov.ru - сайт Министерства образования РФ
5. http://gramota.ru – портал по культуре речи
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- принтер.
Таблицы по русскому языку 5 - 9 классы.


Наверх

Оборудованные учебные кабинеты

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
МТБ для сайта.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».